Урок математики по теме "Выделение целой части из неправильной дроби"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

1. Формирование умений выделять целую часть из неправильной дроби.

2. Развитие вычислительных навыков устного и письменного счета, логического мышления.

3. Привитие интереса к предмету, самостоятельности и умения работать в заданном темпе.

4. Формирование математической речи учащихся. Исправление аграмматизмов в речи учащихся. Развитие слухового и слухо-зрительного восприятия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Словарь: числитель, знаменатель, черта дроби, над чертой дроби числитель, под чертой дроби знаменатель, правильная дробь, неправильная дробь, целая часть, дробная часть, смешанные числа.

Ход урока

I. Организационный момент.

План урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

3. Самостоятельная работа.

4. Физминутка.

5. Объяснение нового материала.

6. Выполнение упражнений.

7. Домашнее задание.

8. Итог урока.

Проверка слуха учащихся. [Как вы меня слышите? Какое сегодня число? Какой сегодня день недели?].

II. Устная работа. (Презентация)

- Угадайте, какие слова надо вставить? (Презентация, Слайд 2)

    Каждый может за версту
    Видеть дробную …. (черту)
    Над чертой – …. (числитель), знайте,
    Под чертою – …. (знаменатель).
    Дробь такую непременно
    Надо звать … (обыкновенной)
    Посмотрите, что за дробь –
    Дробь обыкновенная.
    Проведем сегодня с ней
    Действия мгновенные

- Какая часть фигуры закрашена? (Презентация, Слайд 3)

- Найди дробь, которая соответствует белому цвету. (Презентация, Слайд 4)

- Какая дробь лишняя? (Почему?) (Презентация, Слайд 5)

- Какая дробь называется неправильной? (Неправильная дробь - это дробь у которой числитель больше знаменателя).

- Какая дробь лишняя? (Почему?) (Презентация, Слайд 6)

- Какая дробь называется правильной? (Правильная дробь - это дробь у которой числитель меньше знаменателя).

- Прочитайте числа: (Презентация, Слайд 7)

Миниитог.

Молодцы! Давайте сейчас проверим, как хорошо вы считаете.

III. Самостоятельная работа.

Карточки по вычислительным навыкам по теме: “Деление натуральных чисел”.

1 вариант

Деление натуральных чисел

Ф.И._______

Число ______

2 вариант

Деление натуральных чисел

Ф.И._______

Число _______

Вычислить:
  1. 3954 : 3 =
  2. 8920 : 8 =
  3. 19960 : 8 =
  4. 21216 : 2 =
  5. 104332 : 4 =
Вычислить:
  1. 6144 : 6 =
  2. 1890 : 9 =
  3. 24780 : 7 =
  4. 52015 : 5 =
  5. 183281 : 7 =

3 вариант

Деление натуральных чисел

Ф.И._______ Число _______

4 вариант Деление натуральных чисел

Ф.И._______ Число _______

Вычислить:
  1. 8452 : 4 =
  2. 7903 : 7 =
  3. 19470 : 6 =
  4. 82856 : 4 =
  5. 189640 : 8 =
Вычислить:
  1. 6930 : 6 =
  2. 5390 : 5 =
  3. 14238 : 7 =
  4. 65472 : 6 =
  5. 504747 : 9 =

Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тема урока “Выделение целой части из неправильной дроби”. В тетрадях я предлагаю вам выполнять все необходимые вычисления, которые вы затрудняетесь выполнить устно.

(Далее учащиеся выполняют самостоятельную работу для проверки усвоения предыдущей темы)

1 вариант 2 вариант
- Начертить 3 прямоугольника длиной 6 клеток и шириной 2 клетки. Закрасьте: половину, , .

- Записать дроби: Семь десятых; пятнадцать шестнадцатых; двадцать четыре целых восемь девятнадцатых; тридцать шесть сороковых.

- Начертить 3 прямоугольника длиной 6 клеток и шириной 2 клетки. Закрасьте: треть, , .

- аписать дроби: Пять целых одна седьмая; девятнадцать тридцатых, тридцать семь целых сорок пять девяностых, пятьдесят пять целых тридцать одна сорок первая.

Миниитог.

IV. Физминутка.

Прежде чем вы приступите к изучению нового материала надо выполнить физминутку. (Упражнения для снятия напряжения с глаз и мышц шейного отдела).

V. Объяснение нового материала.

(Для более наглядного объяснения темы надо взять 10 яблок (по 5 яблок для каждого способа). Затем дать возможность учащимся самим попытаться решить задачу: Как разделить 5 яблок между четырьмя детьми?)

Ребята, как вы думаете, как разделить 5 яблок между четырьмя детьми?

(Учащиеся предлагают варианты деления яблок: разделить каждое яблоко на четыре части и раздать части яблок детям или каждому дать по одному яблоку и оставшиеся яблоки разделить на 4 части и раздать детям. Для большей наглядности яблоки разрезаются и раздаются детям. Ведется словарная работа и работа по проверке усвоения материала. Каждый учащийся отвечает на вопрос: Сколько у тебя получилось яблок? Подводиться итог, что . Весь материал записывается в тетрадь.)

Конспект в тетради

Задание. Как разделить 5 яблок между четырьмя детьми?

Решение

I способ II способ

чтобы разделить 5 яблок между четырьмя детьми надо разделить каждое яблоко на четыре части и раздать их четырем детям. Сколько получил каждый ребенок?

чтобы разделить 5 яблок между четырьмя детьми надо дать детям по одному целому яблоку и одно яблоко разделить на четыре части и раздать четырем детям. Сколько получил каждый ребенок?

Каждый ребенок получил яблока. Каждый ребенок получил яблока.

Значит: .

Как называется число ?

Число называется смешанным числом.

Например. Число состоит из целой и дробной частей (1 + ).

Запись читают так: “Одна целая одна четвертая ”.

Неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа. Для этого надо выделить целую часть из неправильной дроби.

Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо:

  • числитель разделить с остатком на знаменатель;
  • частное от деления будет целой частью числа;
  • остаток записать числителем, а делитель будет знаменателем.

Пример. Выделить целую часть из неправильной дроби: а) ; б) .

Решение.

Говорят так:

Чтобы выделить целую часть из данной неправильной дроби девятнадцать седьмых, надо разделить с остатком числитель на знаменатель. Девятнадцать разделить на семь будет два и остаток пять. Два запишем целой частью, пять будет числителем, а знаменатель дроби будет семь. Получилось число: две целых пять седьмых.

V. Выполнение упражнений.

Решение примеров учащимися у доски и в тетради.

1. Карточки и самостоятельная работа. (в классе выполняется задание из карточки под буквой А)

Представить в виде смешанных чисел неправильные дроби:

Самостоятельная работа

I вариант

1. Запишите правильные дроби со знаменателем:

5 –     15 –     16 –      12 –     18 –     25 –     26 –

2. Запишите неправильные дроби с числителем:

7 –     9 –     14 –      13 –     17 –     19 –     27 –

3. Выделите целую часть числа.

II вариант

1. Запишите правильные дроби со знаменателем:

4 –     8 –     14 –      18 –     17 –     21 –     24 –

2. Запишите неправильные дроби с числителем:

5 –     4 –     15 –      12 –     16 –     25 –     27 –

3. Выделите целую часть числа.

VI. Домашнее задание.

Карточки. (Задание под буквой Б)

VII. Итог урока.

Вопросы по уроку, выставление отметок.