Урок открытий новых знаний. Тема: "Наречие". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Сначала учащиеся, выполняя учебную задачу – указать члены предложения, выделяют незнакомую часть речи. Определяют учебную задачу на урок. Затем намечают план знакомства с новым членом предложения.

Работа с упражнениями в учебнике помогает определить зависимость наречия от других частей речи, определить значение наречия в речи и его роль в предложении. Исследовательская работа в группах помогает сравнить наречие с другими знакомыми частями речи и сделать вывод о том, что наречие неизменяемая часть речи.

Затем дана группа упражнений на отработку умения выделять наречия в речи, упражнения рассчитаны на разные уровни подготовки детей.

Урок разработан по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык» 4 кл., с использованием дополнительной литературы В. Волиной «Весёлая грамматика», О.В. Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Справочное пособие по русскому языку 4 кл.».

Цели:

  1. познакомить с новой частью речи, дать понятие «наречие», найти отличия наречия от других частей речи, учить находить наречие в тексте, ставить к нему вопросы, повторить изученные орфограммы.
  2. развивать устную речь, расширять словарный запас, совершенствовать каллиграфию, аналитическое мышление,
  3. воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества.

Оборудование: доска, учебник, ключевые слова, разрезные карточки с заданиями, задания на доске, картина Левитана.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность детей
Организационный момент.
Положительная установка на урок.
Приветствие гостей.
Чистописание.
1. дзд здз дзд здз доз зид …
Внимание на образец. В чём заключается особенность выполнения данной работы?
Приступили к работе. (контроль за посадкой)
(согласная звонкая строчная буква д чередуется с согласной звонкой строчной буквой з, в слогах после буквы д стоит гласная 1 ряда, а после буквы з стоит гласная второго ряда)
2. Издал.ка д.носится журч.ние в.ды треск д.ревьев.
Задание: грамотно и правильно списать.
– Объясните написание орфограмм, над которыми работали.
Задание: подчеркнуть члены предложения и указать части речи.
– Назовите, какие члены предложения указали, и какой частью речи они выражены.
Возникли ли затруднения при выполнении работы?
Проговаривание орфограмм.



Указать наречие.
Словарная работа.
здлка, слв, спрв.

Какое новое словарное слово спряталось? Попробуйте узнать и другие слова.
Поставить ударение, найти опасные места.
Издалека, слева, справа
Введение в новую тему.
Что объединяет эти слова?
Наречие-…?
Постановка цели урока.
(Составить алгоритм правила, эти ключевые слова – наши помощники.)
План: Наречие – это…
Обозначают…
Отвечают на вопросы…
Изменяются….
(что такое наречие, что отличает наречие от других частей речи, т.е. выделить его особенности; учиться находить наречия в устной и письменной речи)

Узнать всё о наречии, что это такое, на какие вопросы отвечает, как изменяется.
Кто уже может договорить первую строку?

Как дополнить следующие предложения?
Наречие – это часть речи.

Можно познакомиться с правилом, поработать с текстом в учебнике.
стр. 120, упр. 178.

– Прочитайте предложения под цифрой 1.

Сравните их по смыслу. Из какого предложения ясно, когда закончился дождь? Почему?
С каким словом связано наречие?
Выписать словосочетание.

Какую часть речи поясняет наречие? Что обозначает наречие?

Прочитайте предложения под цифрой 4. Сравните их по смыслу.
Выписать словосочетание с наречием.
Какую часть речи поясняет наречие? Что обозначает наречие?
Какова роль наречий в предложении?
Прекратился (когда?) вскоре.


Поясняет глагол.
Обозначает время действия.



Сменялись (как?) быстро.
Обозначает образ действия.

Выражаемые мысли стали более точными, ясными.
Упр 179.
Задание:
прочитать предложения, найти какие части речи поясняются наречиями? Назвать словосочетания, проговаривая вопрос.
Выписать:
Посыпалась (каким образом?) вдруг.
Обозначает образ действия.
Безоблачным (в какой степени?) почти.
Обозначает меру или какую либо степень.
Дополните 2 и 3 предложение нашего плана. Вывод: наречия поясняют глаголы, прилагательные, обозначают время действия, образ действия, меру или какую либо степень.
Нам осталось выяснить, а как изменяются наречия? Как ото можно выяснить? Если они поясняют глаголы, прилагательные, а иногда и существительные, то можно предположить, что они имеют такие же грамматические признаки
Вам предстоит работа в парах.
1 ряд спрягают глагол и наречие, работу выполнять на карточке.
Карточка:
Измените наречие по лицам.
Идти издалека.
Приду ______________, придём ______________,
Идёшь ____________, идёте ______________.
Идёт _______.
2 ряд – изменяют прилагательное, существительное и наречие по падежам, работу выполнять по карточке. Измените наречие по родам.
Пришла ______, пришло _______, пришёл_____.

Довольно скучный день.

Им.п . ________ скучный день
Р.п. у _________ скучного дня
Д.п. к_________ скучному дню
Тв. п. за_________ скучным днём
Пр. п о _________ скучном дне.
3 ряд – изменить по числам и родам.
На доске:
справа
Море__________, мяч __________, кошка_____________.
Мяч _____________, мячи ____________.
 
Сделайте свои выводы:
Какие грамматические признаки можно определить у наречия?
Никаких.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Что узнали о наречии?

Наречие не спрягается, не изменяется по падежам, не изменяется по числам и родам.
Упражнения в нахождении наречия. Выполнение работы на карточках (1-й уровнь).
Подобрать к данным глаголам наречия.
Читай (как?)…., слушай (как?)…, был (когда?)…, пришёл (когда?)…, лежал (где?)….
(2-й уровень)
Записать словосочетания в два столбика.
рано уснуть, ранний восход, устный ответ, устно ответить, поздно прийти, поздний приход
«Шаг в картину» (3 уровень)
Одновременно ученики по рисунку находят наречия и составляют словосочетания.(3 уровень)
Игра «Решето».
Назови наречие антоним.
грустно – …, далеко – …, низко – …, много – …, мелко – …, легко- …, тихо – …, поздно – ….
Назови наречие синоним.
тяжело – …, недалеко – …, скоро – …., неглубоко – …
Нелегко, близко, быстро, мелко.
Наречия делают речь более точной, выразительной. Замени фразеологизм наречием.
идти черепашьим шагом-…
кот наплакал – …
как по маслу – …
встать чуть свет – …
рукой подать – …
яблоку негде упасть – …

Медленно
Мало
Гладко
Рано
Близко
Тесно
Итог:
Что объединяет словарные слова, которые сегодня записали? Доказать.

Закончи предложение «Я и не подозревал…»,
«На уроке мне ….»,
«А у меня сегодня не получилось…»

Д.З. стр. 121 правило выучить, упр. 181.
Это наречия, отвечают на вопросы откуда? где?, не изменяются.