Сначала учащиеся, выполняя учебную задачу – указать члены предложения, выделяют незнакомую часть речи. Определяют учебную задачу на урок. Затем намечают план знакомства с новым членом предложения.
Работа с упражнениями в учебнике помогает определить зависимость наречия от других частей речи, определить значение наречия в речи и его роль в предложении. Исследовательская работа в группах помогает сравнить наречие с другими знакомыми частями речи и сделать вывод о том, что наречие неизменяемая часть речи.
Затем дана группа упражнений на отработку умения выделять наречия в речи, упражнения рассчитаны на разные уровни подготовки детей.
Урок разработан по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык» 4 кл., с использованием дополнительной литературы В. Волиной «Весёлая грамматика», О.В. Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Справочное пособие по русскому языку 4 кл.».
Цели:
- познакомить с новой частью речи, дать понятие «наречие», найти отличия наречия от других частей речи, учить находить наречие в тексте, ставить к нему вопросы, повторить изученные орфограммы.
- развивать устную речь, расширять словарный запас, совершенствовать каллиграфию, аналитическое мышление,
- воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества.
Оборудование: доска, учебник, ключевые слова, разрезные карточки с заданиями, задания на доске, картина Левитана.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность детей |
Организационный момент. Положительная установка на урок. |
Приветствие гостей. |
Чистописание. 1. дзд здз дзд здз доз зид … Внимание на образец. В чём заключается особенность выполнения данной работы? Приступили к работе. (контроль за посадкой) |
(согласная звонкая строчная буква д чередуется с согласной звонкой строчной буквой з, в слогах после буквы д стоит гласная 1 ряда, а после буквы з стоит гласная второго ряда) |
2. Издал.ка д.носится журч.ние в.ды треск д.ревьев. Задание: грамотно и правильно списать. – Объясните написание орфограмм, над которыми работали. Задание: подчеркнуть члены предложения и указать части речи. – Назовите, какие члены предложения указали, и какой частью речи они выражены. Возникли ли затруднения при выполнении работы? |
Проговаривание орфограмм.
Указать наречие. |
Словарная работа. здлка, слв, спрв. Какое новое словарное слово спряталось? Попробуйте узнать и другие слова. Поставить ударение, найти опасные места. |
Издалека, слева, справа |
Введение в новую тему. – Что объединяет эти слова? |
Наречие-…? |
Постановка цели урока. (Составить алгоритм правила, эти ключевые слова – наши помощники.) План: Наречие – это… Обозначают… Отвечают на вопросы… Изменяются…. (что такое наречие, что отличает наречие от других частей речи, т.е. выделить его особенности; учиться находить наречия в устной и письменной речи) |
Узнать всё о наречии, что это такое, на какие вопросы отвечает, как изменяется. |
Кто уже может договорить первую строку? Как дополнить следующие предложения? |
Наречие – это часть речи. Можно познакомиться с правилом, поработать с текстом в учебнике. |
стр. 120, упр. 178. – Прочитайте предложения под цифрой 1. Сравните их по смыслу. Из какого предложения ясно, когда закончился дождь? Почему? С каким словом связано наречие? Выписать словосочетание. Какую часть речи поясняет наречие? Что обозначает наречие? Прочитайте предложения под цифрой 4. Сравните их по смыслу. Выписать словосочетание с наречием. Какую часть речи поясняет наречие? Что обозначает наречие? Какова роль наречий в предложении? |
Прекратился (когда?) вскоре. Поясняет глагол. Обозначает время действия. Сменялись (как?) быстро. Обозначает образ действия. Выражаемые мысли стали более точными, ясными. |
Упр 179. Задание: прочитать предложения, найти какие части речи поясняются наречиями? Назвать словосочетания, проговаривая вопрос. Выписать: |
Посыпалась (каким образом?) вдруг. Обозначает образ действия. Безоблачным (в какой степени?) почти. Обозначает меру или какую либо степень. |
Дополните 2 и 3 предложение нашего плана. | Вывод: наречия поясняют глаголы, прилагательные, обозначают время действия, образ действия, меру или какую либо степень. |
Нам осталось выяснить, а как изменяются наречия? Как ото можно выяснить? | Если они поясняют глаголы, прилагательные, а иногда и существительные, то можно предположить, что они имеют такие же грамматические признаки |
Вам предстоит работа в парах. 1 ряд спрягают глагол и наречие, работу выполнять на карточке. |
Карточка: Измените наречие по лицам. Идти издалека. Приду ______________, придём ______________, Идёшь ____________, идёте ______________. Идёт _______. |
2 ряд – изменяют прилагательное, существительное и наречие по падежам, работу выполнять по карточке. | Измените наречие по родам. Пришла ______, пришло _______, пришёл_____. Довольно скучный день. Им.п . ________ скучный день Р.п. у _________ скучного дня Д.п. к_________ скучному дню Тв. п. за_________ скучным днём Пр. п о _________ скучном дне. |
3 ряд – изменить по числам и родам. На доске: справа Море__________, мяч __________, кошка_____________. Мяч _____________, мячи ____________. |
|
Сделайте свои выводы: Какие грамматические признаки можно определить у наречия? |
Никаких. |
Наречие – неизменяемая часть речи. Что узнали о наречии? |
Наречие не спрягается, не изменяется по падежам, не изменяется по числам и родам. |
Упражнения в нахождении наречия. | Выполнение работы на карточках (1-й уровнь). Подобрать к данным глаголам наречия. Читай (как?)…., слушай (как?)…, был (когда?)…, пришёл (когда?)…, лежал (где?)…. (2-й уровень) Записать словосочетания в два столбика. рано уснуть, ранний восход, устный ответ, устно ответить, поздно прийти, поздний приход «Шаг в картину» (3 уровень) Одновременно ученики по рисунку находят наречия и составляют словосочетания.(3 уровень) |
Игра «Решето». Назови наречие антоним. грустно – …, далеко – …, низко – …, много – …, мелко – …, легко- …, тихо – …, поздно – …. Назови наречие синоним. тяжело – …, недалеко – …, скоро – …., неглубоко – … |
Нелегко, близко, быстро, мелко. |
Наречия делают речь более точной, выразительной. Замени фразеологизм наречием. идти черепашьим шагом-… кот наплакал – … как по маслу – … встать чуть свет – … рукой подать – … яблоку негде упасть – … |
Медленно Мало Гладко Рано Близко Тесно |
Итог: Что объединяет словарные слова, которые сегодня записали? Доказать. Закончи предложение «Я и не подозревал…», «На уроке мне ….», «А у меня сегодня не получилось…» Д.З. стр. 121 правило выучить, упр. 181. |
Это наречия, отвечают на вопросы откуда? где?, не изменяются. |