Цели урока:
- отрабатывать умение детей дифференцировать функции букв е, ё, ю, я в разных позициях в слове;
- способствовать формированию правильного навыка чтения и грамотного письма;
- содействовать воспитанию культуры общения.
Формирование универсальных учебных действий: регулятивные (постановка цели урока, определение алгоритма действия, само и взаимоконтроль, умение оценивать свои знания), коммуникативные (культурное общения со сверстниками и учителями, бесконфликтное решение спорных ситуаций)
Оборудование:
Для учителя:
- Презентация к уроку (у автора);
- Мультимедийное оборудование.
Методы и формы работы:
- Беседа,
- Индивидуальная работа,
- Наглядно-образный метод /презентация/,
- Частично проблемно-поисковый метод,
- Самостоятельная работа,
- Фронтальная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого.
Молодцы! Итак, наш урок начинается.
II. Разминка: хоровое чтение слогов.
У. Что вы увидели общего? Чем они отличаются?
Вывод:
Д. (гласные буквы указывают на твердость впереди стоящего согласного звука). (Указывают на мягкость впереди стоящего согласного звука)
У. Как, не читая, можно определить, что согласная в слоге будет обозначать мягкий согласный звук?
Д. (Надо посмотреть на последующую гласную букву. Если стоит, Я, Е, Ё, Ю или И, то согласный произносится мягко)
У. Твёрдый согласный звук?
Д. (Надо посмотреть на последующую гласную букву. Если стоит А, О, Э, У или ы, то согласный произносится твёрдо)
- Что общее у названных букв? (Они гласные, так как обозначают гласные звуки)
- Что общего у букв А-Я? ([а])
- Что общего у букв О-Ё? ([о])
- Что общего у букв Э-Е? ([э])
- Что общего у букв У-Ю? ([у])
III. Целеполагание и мотивация
На доске:
_гор, О_на, Со__л, __на, Олес_, Д__нис.
У. Посмотрите на доску. Что вы можете сказать?
Д. Имена (разные варианты)
У. Назовите орфограммы, которые встречаются (При перечислении ставится запятая. Имена собственные пишутся с большой буквы).
У.Помогите восстановить имена!
У. Молодцы! Найдите на доске среди данных слов лишние слова. Докажите.
Д. Лишние слова – Денис и Олеся, так как в этих словах буквы е и я стоят после согласного и обозначают один звук.
У. Молодцы! На доске:
Егор, Оюна, Соёл, Яна |
У. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Д. Выслушиваются ответы детей.
Д. Тема урока – буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука.
У. Верно. Сегодня мы с вами отработаем те случаи, где эти буквы обозначают два звука.
IV. Изучение новой темы.
Работа по учебнику. Букварь. С.75
У. Какие задания вам были особенно интересны? Какие задания вызвали затруднения?
Выслушиваются ответы детей.
У. Давайте еще раз вспомним, в чем секрет букв е, ё, ю, я.
Д. Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого звука и гласный звук.
У. Приведите примеры.
Д. Выслушиваются ответы детей.
У. А когда эти буквы обозначают два звука?
Д. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.
У. Приведите примеры.
Д. Выслушиваются ответы детей.
У. Молодцы!
Физкульминутка
V. Закрепление изученного материала.
А) Работа в тетради (Егор, Оюна, Соёл, Яна)
Б) Звукобуквенный анализ слов
У. Верно ли мнение «Одна буква-два звука», «Это же буква один звук»
Д. Выслушиваются ответы детей.
Вывод: Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной
VI. Рефлексия.
У. Какие секреты раскрыли?
Д. Выслушиваются ответы детей.
У. Молодцы! Похлопаем себе!