Урок математики по теме "Конструирование на геометрической основе. Периметр и площадь многоугольников"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. закреплять умение находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника; периметр треугольника; умение применять единицы длины в решении задач;
  2. развивать конструктивные навыки, творческие способности, воображение;
  3. воспитывать аккуратность, чувство взаимоподдержки и выручки.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Тут строительство пойдет,
Задачи, площадь, игры
Приготовлены для вас
Пожелаю в добрый час.

II. Работа в тетради. Запись числа.

III. Формирование темы, задач урока.

М2 СМ ДМ2 КГ ММ КМ ДМ СМ2

– Что вы заметили интересного?

(Это единицы длины, площади. Их можно разделить на две группы)

– Какая единица лишняя? (кг)

Запишите единицы площади в порядке возрастания, а единицы длины в порядке убывания.

– Так какую тему мы будем закреплять на уроке?

IV. Работа по теме.

– А вы заметили на чем записаны единицы площади и длины?

(На геометрических фигурах)

А раз это геометрические фигуры, значит это страна Геометрия.

– Что вы знаете про геометрию? Про её жителей?

– Для чего надо знать их? Каким профессиям необходимы эти знания? Инженерам, архитекторам, строителям, конструкторам.

– Вот и мы на уроке будем конструкторами. Наш кабинет назовём - конструкторское бюро. А конструктору без математики никак нельзя.

В любом бюро есть таблицы-помощники :

Р =(а + в) х 2, Р= а х 4, S = а х в. S = а х а.

При работе они нам помогут.

– Какой праздник вы ждете с нетерпением? (Новый год)

– А кого вы хотите увидеть в первую очередь? (Деда Мороза)

– А где он живет? (в Великом Устюге)

– Давайте вместе с вами построим дом Деду Морозу.

Работать будем в парах. Работа в паре – это работа двух человек вместе, дружно. Детали лежат у вас на столе.

– Чтобы построить дом, надо выполнять правильные расчёты. Листком расчёта будет служить наша тетрадь.

С чего начинается строительство дома?

– Что такое фундамент?

Отгадай те загадку, которая вам поможет выбрать нужную фигуру.

Хоть углы мои прямые,
Я, ребята, не квадрат.
Если вы меня узнали,
Буду очень – очень рад.

– Какой формы фундамент? Выберите фигуру, напоминающую его? Покажите.

– Какие данные необходимы, чтобы найти его площадь?

– Измерьте длину и ширину и занесите данные в листок расчёта. Какой формулой воспользуемся.

(8+2)х 2 = 20 (см)

Будем возводить стены дома. Чтобы узнать, какую форму имеет фасадная сторона дома, внимательно послушайте геометрическую загадку:

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?

– Но у нас на столе прямоугольники. Как из прямоугольника (6 х 12) получить квадрат разными способами?

– Какой способ быстрее? Выполнили. Разрезали ножницами.

(Вспомнить т/б обращения с ножницами)

– У вас получились 2 квадрата. Работаем с одним из них.

Измерить сторону. Занести данные в листок расчёта. Прикрепить фигуру аккуратно к фундаменту.

– Могу ли я сравнить площадь фундамента и стены?

Поставьте вопрос. Выберите действие для сравнения. Запишите вычисления. Какой дадите ответ?

6 х 6 = 36 (см2)

V. Физминутка «Красный, жёлтый, зелёный».

Учитель поднимает зелёный круг, дети шагают на месте; Жёлтый круг – дети хлопают в ладоши, Когда красный – приседают.

VI. Продолжение работы.

Чтобы узнать, какую форму будет иметь дверь, предлагаю игру «Узнай меня»

Я – многоугольник, у меня 4 стороны, но равны только противоположные, углы – прямые.

Площадь двери.

Возьмите прямоугольник. Что он вам напоминает из ранее сделанного?

Дверь составляет половину этой фигуры. Как получить? (согнуть, разрезать) Расположите дверь правильно.

Как более рациональным способом можно узнать площадь двери?

Какой наш будет следующий шаг? (окна)

Посмотрите на оставшийся прямоугольник. Сколько окон получится?

Д/з: Дома вычислить площадь окна и двери.

Строительство дома завершается крышей.

– Какой формы она бывает?

Пусть крыша нашего дома будет треугольно. Но на столах только квадрат, равный по площади фасадной стороны дома. Как быть? Вспомним «волшебные секреты» превращения квадрата в треугольник. Что нам поможет?

Мы умеем находить S у квадрата, прямоугольника. А сможем ли мы найти площадь полученного треугольника? как? Выполнить вычисления.

Вот и готов наш дом.

– Дед Мороз живет в лесу, послушайте задачу про его сказочный лес:

В густом лесу за 30 лет елка вырастает на 23 дм, а на опушке за то еже время на 10 м. На сколько елка выше на опушке, чем в чаще?

– В лесу Деда Мороза водится много разных зверей, послушайте задачу про одного из них.

Лось слышит по запаху охотника на расстоянии 500 м, а на слух в 2 раза дальше. На каком расстоянии лось слышит ухом охотника?

VII. Творческая работа (индивидуальная).

– Дом Деда Мороза мы построили. В каких единицах измеряли площади наших фигур? А теперь подумайте, как разукрасить дом, добавьте свои детали.

VIII. Итог.

– Вспомните тему урока. Какие знания, умения и навыки пригодились?