Цели урока.
Образовательные.
- Дать технические сведения о фасонах подушек, о мерках необходимых для построения чертежа.
- Научить приёмам снятия мерок с подушки.
- Учить пользоваться сантиметровой лентой.
Коррекционные.
- Корректировать память, внимание, связанную речь.
Воспитательные.
- Воспитывать уверенность в трудовых приёмах, усидчивость.
Оборудование.
1. Компьютер.
2. Презентация 1, 2.
3. Учебник: Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая Швейное дело, 5 класс, М.: Просвещение, 2009.
4. Сантиметровая лента, подушки.
5. Наглядность: наволочка, карточки-задания.
6. Коллекция ткани.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1). Добрый день всем кто пришёл на наш урок!
Встаньте красиво, поприветствуйте гостей, посмотрите, как их сегодня много, и я, думаю, что мы их порадуем хорошей работой. А ещё к нам в гости пришёл компьютер. А теперь, улыбнёмся друг другу и тихо садитесь.
1) Настроение. (Cлайд 2) Встаньте у кого настроение, как у первого героя.
Встаньте у кого настроение, как у второго героя. Встаньте, те, у кого настроение третьего героя.
С хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверенна, что вы все, всё знаете, и все получите хорошие оценки.
2) (Cлайд 3) Чтобы руки слушались нас во время работы, начнём урок с гимнастики для рук.
3) (Слайд 4) Сегодня мы будем играть в ателье. Вы слышали это слово? Что оно означает?
АТЕЛЬЕ [тэ], нескл, - Мастерская по шитью одежды
(Слайд 5) А назовем мы наше ателье “Модница”.
МОДНИК, модница. (разг.). человек, во всём следующий моде.
(Слайд 6) В ателье работает много людей изготовляющих одежду. Мы будем в роли закройщиков. Это люди, которые помогают заказчику выбрать модель, подобрать ткань, снимают мерки, делают выкройки и раскраивают изделие и проводят примерку.
2. Повторение. Стук в дверь. Входит Подушка.
- Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста!
- Здравствуйте! Но кто вы и какая помощь нужна?
- Кто я вы узнаете, отгадав загадку. У меня 2 брюшка и четыре ушка.
- Я отгадала кто вы. Девочки, а вы догадались?
- А нужен тебе специальный чехол, который надевают на подушку.
(Cлайд 7) Как называется этот чехол? (Ответ учащихся).
(Cлайд 8, 9) Самое простое объяснение происхождения слова “подушка”. Заменим последнюю букву на букву о – под ушко, “под ухо”. Подушки появились очень давно. Они были редкостью и даже активно осуждались. “до чего дошла изнеженность, что даже мужской затылок не может обойтись без пуховой подушки.” Набивались подушки шерстью, пером и пухом.
ПОДУШКА - зашитый со всех сторон чехол, набитый пухом (перьями, волосом, ватой), для подкладывания под голову. (Слайд 10)
НАВОЛОЧКА (устар.) НАВОЛОКА - предмет постельного белья, чехол на подушку.
Учитель: Милая подушка мы тебе поможем. Но сначала тебе нужно выбрать фасон.
Подушка: Что такое фасон?
(Слайд 11)
Словарная работа. Фасон - это внешняя форма изделия.
(Слайд12)
Подушка: Очень хорошие фасоны. Я хочу вот этот.
Вопрос: Какую геометрическую форму имеет наша Подушка.
Какой фасон подойдет? (Слайд 13)
Учитель: Подушка, нужно выбрать ткань, из которой ты бы хотела сшить себе платье. (Каталог тканей)
Какую ткань лучше подобрать для наволочки? (Ответы учащихся). Показать х/б ткань.
Давайте спланируем нашу работу.
(Слайд 14, 15). Составить план изготовления наволочки (карточки) – проверка учащимися карточек друг друга.
Обобщить, оценить, дополнить.
Прежде чем приступить к пошиву любого изделия нужно снять мерки, построить чертёж, подготовить выкройку, раскроить изделие и только потом приступать к пошиву изделия.
(Слайд 16) А теперь пусть наши глазки отдохнут. Посмотрите на квадрат, - какого он цвета? А эллипс, какого цвета? Найдите прямоугольник, какого он цвета? А треугольник, какого цвета? Найдите самую маленькую фигуру? (Глазки на мордочке) А теперь самую большую? Молодцы! Давайте улыбнемся. Физминутка. (Слайд 17-22)
3. Работа по теме: Снятие мерок.
1) Актуализация знаний
(Слайд 23)
1. Повтор плана изготовления наволочки. С чего нужно начать работу по изготовлению наволочки? А вы умеете это делать? Сегодня мы будем учиться снимать мерки с подушки.
2. Закончи предложение. (Слайд 24)
а) Форма и размер наволочки зависит … .
б) Наша подушка имеет форму … .
в) Работу по изготовлению наволочки мы начнём … .
2) Работа по теме.
Снятие мерок. (Слайд 25)
1. (Слайд 26) Для построения чертежа нам необходимы две мерки: ДИ - длина изделия, ШИ – ширина изделия.
(Слайд 27) Эти мерки записывают в половинном размере, это значит, что снятую мерку нужно разделить пополам, на какую цифру делят для получения равных частей?
(Слайд 28) Для снятия мерок нам необходим инструмент, который называется сантиметровая лента или кратко называют сантиметр. Это мягкая лента длиной 150 см или 1,5 метра из нерастяжимого материала. Шкала нанесена с двух сторон.
(Слайд 29) У сантиметровой ленты есть одно главное правило: во время снятия мерок она проходит плотно вокруг того предмета мерки, с которого мы снимаем.
Закрепление.
Чтение текста. (Карточки).
Найти ответ в тексте: Какие мерки нужно снять для построения чертежа? Как мы записываются кратко эти мерки? Какой инструмент нужен в работе?
Работа в тетрадях: Записать главное правило сантиметровой ленты.
4. Практическая работа: Снятие мерок с подушки. (Слайд 30)
Вводный инструктаж: инструменты для работы: сантиметровая лента; показ учителем снятия мерок, деление с помощью сантиметровой ленты.
Повтор работы в беседе; повтор работы одной ученицей.
(Слайд 31).
Самостоятельная работа:
самостоятельно (эта группа может выполнить работу самостоятельно)
под контролем (этой группе на каком-то этапе работы необходима помощь учителя)
индивидуальная работа (эта группа нужна постоянная помощь учителя)
- Целевой обход: снятие мерок, расположение сантиметровой ленты.
- Текущий инструктаж: деление мерки пополам при помощи сантиметровой ленты.
- Анализ выполненной работы: что было трудного в работе?
Сможете ли вы дома снять мерки с наволочки.
Анализ практической работы.
(Слайд 32)
1. Выполнили вы полностью практическую работу?
2. Какие трудности испытывали в работе?
3. Сможете ли вы дома снять мерки с подушки?
4. Это будет вашим домашним заданием: снять мерки с двух подушек.
5. Итог урока.
1. Презентация 2. Тест “Снятие мерок”.
2. Рабочий день нашего ателье закончился. Сейчас будем распределять заработную плату. Как прошел ваш рабочий день? Какую оценку вы поставите себе за работу? Я вам ставлю следующие оценки (оценить каждого, обосновать оценки). Какую оценку получил наш урок?
3. В конце урока я вам предлагаю нарисовать эмблему нашего ателье.
Лучшую эмблему мы применим для работы нашего ателье.
4. Встаньте, у кого настроение стало лучше, чем было в начале урока.
Приложение 1
Карточки
План изготовления наволочки (составить последовательность изготовления наволочки).
- Раскроить деталь наволочки.
- Построить чертёж наволочки.
- Снять мерки.
- Подготовить выкройку к раскрою.
- Выполнить работы по пошиву и отделке изделия.
Текст для чтения
Для построения чертежа наволочки нужно знать её размер. Для этого снимают две мерки с подушки: мерки ширины и длины. Их снимают сантиметровой лентой и записывают в половинном размере так: длина изделия – Ди; ширина изделия – Ши.
Во время снятия мерок сантиметровая лента проходит плотно вокруг того предмета мерки, с которого мы снимаем.