Развитие творческих способностей учащихся как одно из условий личностно ориентированного подхода к обучению на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


План:

  1. Обоснование важности проблемы.
  2. Определение творчества.
  3. Условия эффективного развития творческих способностей школьников.
  4. Пути развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка.
  5. Заключение.

«Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:

  • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
  • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
  • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность».

(Федеральный компонент государственного Образовательного стандарта общего образования)

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений, навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, творческой активности учащихся – влекут за собой и изменение методик преподавания в целом. Необходим поиск принципиально иного подхода к обучению, который позволил бы устранить проблемы, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Главная задача школы – подготовить учащихся к самостоятельной жизни, которая, как известно, не стоит на месте, а постоянно меняется. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, и, более того, оно способствует развитию здоровой личности.

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

В современной психолого-педагогической литературе считается, что "Творчество – это деятельность, рождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе организации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов"1. Естественно, что достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической деятельности и необходимо развивать творческие способности детей с самого раннего возраста.

Определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Л.С. Выгодский, Л.Н. Коган, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, и другие. Различные аспекты работы над развитием творческих способностей рассмотрены в работах Г.В. Барановой, А.С.Бикеевой, И.А. Колесниковой, Е.И. Пассова и других. Основоположник отечественной теории творчества Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры для определения творческих способностей: (слайд 3)

  • беглость мысли (количество идей),
  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
  • оригинальность (способность производить идеи),
  • любознательность,
  • фантастичность.

Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка" выделяет совокупность множества способностей: (слайд 4)

  • Способность рисковать;
  • Дивергентное мышление;2
  • Гибкость в мышлении и действиях;
  • Быстрота мышления;
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  • Богатое воображение;
  • Восприятие неоднозначных вещей;
  • Высокие эстетические ценности;
  • Развитая интуиция.

Моделью, по которой строятся методы измерения творческих способностей, должны стать не тесты, а акты творчества сами по себе, как это бывает обычно во внетестовых ситуациях. Тестовые задания ограничивают выявление потенциальных возможностей человека требованием однозначного ответа.

Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личной или общественной значимости. При этом необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для обеспечения психологических условий творческой деятельности главное значение имеет не объем знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь, предопределяет способы использования и широту переноса усвоенных знаний.

Условия эффективного развития творческих способностей школьников. (слайд 5)

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  • Организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
  • Используются технологии развития творческого мышления;
  • Производится систематическое отслеживание результатов творческой деятельности.

Среди огромного разнообразия путей развития творческих способностей учащихся выделяют следующие: нетрадиционный урок, проектная деятельность, игра на уроке, в том числе ролевая, художественный перевод стихотворений, сочинение на иностранном языке, использование на уроке технологии критического мышления, создание мультимедийных презентаций, и множество других. (слайд 7)

Урок – это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания (слайд 8)

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий. Можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

Проектная деятельность школьников – форма их учебно-познавательной активности, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность процесса обучения и являющаяся средством развития личности ребенка. (Полат Е.С., Матяш Н.В., Симоненко В.Д.)Проектная деятельность (слайд 9) позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания практике, генерируя при этом новые идеи. Многое тут зависит от постановки проблемы. Можно легко найти информацию об англоязычной стране или даже небольшом городке Великобритании на английском языке. Но где взять текст о родном городке? Конечно, создать самому. И это окажется гораздо интересней, ведь в процессе поиска ты и сам узнаешь много нового о местах, где ты родился.

В своей работе я использую проектное обучение, включающее в себя огромные возможности для развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Проект – это цепочка следующих действий: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

Работа над каждым из пунктов требует от учащихся интеллектуально-творческих затрат. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность.

Известно, что игра всегда являлась и является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач: (слайд 10)

  • создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, подразделяет игры на следующие категории: (слайд 11)

  1. лексические игры: данные игры преследуют цели:
    • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;
    • познакомить учащихся с сочетаемостью слов;
    • развивать речевую реакцию учащихся.
    Представляется эффективным пользоваться лексическими играми на всех этапах обучения.
  2. грамматические игры: данные игры преследуют цели:
    • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
    • развить речевую творческую активность учащихся.
  3. фонетические игры: они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.
  4. орфографические игры: цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.
  5. творческие игры: ролевая игра – это приём, который позволяет ученикам совершенствовать свои речевые навыки и умения, а также попробовать свои силы в актёрском мастерстве.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

В процессе изучения курса информатики и ИКТ учащиеся начинают осваивать создание мультимедийных презентаций в Power Point. Эти знания помогают им готовить

презентации к урокам английского языка. Очень часто именно мультимедийная презентация используется учащимися на уроке защиты проекта.

При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Создание фильмов-презентаций – ещё один интересный шаг в развитии творчества наших детей.

Художественный перевод стихотворений (слайд 12) формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.

В рамках личностно-ориентированного подхода художественный перевод будет способствовать развитию креативности учащихся. Перевод развивает чувство ритма, улучшает фонетические навыки и устную речь, расширяет словарный запас, тренирует память и повышает интерес к содержанию. Кроме того, у учеников возникают зрительные образы, свое представление и восприятие поэтического текста. В каждом переводе стихотворений видна неповторимость личности учащихся.

Итогом урока с использованием технологии критического мышления может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Это могут быть такие приемы, как написание эссе или написание синквейна3.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

  1. Объясняются правила написания синквейна
  2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
  3. Задается тема синквейна.
  4. Фиксируется время на данный вид работы.
  5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Вот один из образцов написания синквейна: (слайд 13)

The history of Belgorod
Is glorious and fine
We work, defend, admire it
That’s why we can survive
Homeland…

Практика работы говорит о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Заключение

Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.

Необходимо при обучении иностранному языку – увлечь, научить, всячески развивать творческие способности учащихся.

В свою очередь, развитие изобретательских и творческих способностей учащихся многократно увеличивает эффективность деятельности самого учителя, создает условия для раскрытия личности учащегося. (слайд 14)

Приложение.

1 / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров "Словарь по педагогике". – М., Ростов-на-Дону: "Март", 2005.

2 Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

3 «синквейн» в переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.