Викторина по сказкам А.С. Пушкина между школьниками и дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи: развивать интерес к творчеству великого русского поэта, закрепить и уточнить полученные знания о сказках А.С. Пушкина, учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно, формировать умение узнавать героев сказок по готовым моделям.

Оборудование:

  • портрет и выставка книг А.С. Пушкина;
  • Рисунки и поделки к сказкам А.С. Пушкина;
  • Тантамареска – сказочник.
  • Модели сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о попе и работнике его Балде».
  • Костюмы героев сказок: старик и старуха, царевна-лебедь, князь Гвидон, Балда.

Предварительная работа: чтение и просмотр видеокассет со сказками А.С. Пушкина, экскурсии в библиотеку, беседы по иллюстрациям художников Б.А. Дехтерева и Б.В. Билябина.

Словарная работа:

  • Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;
  • Невод – сеть для ловли рыбы;
  • Рать – войско, армия;
  • Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;
  • Тужить – грустить, печалиться;
  • Неведомые – неизвестные, незнакомые;
  • Темница – тюрьма;
  • Затейница – выдумщица;
  • Лукоморье – старинное русское название морского залива, бухты.

Ход занятия

Под музыку в зал входят две команды (школьники и дошкольники).

Вос-ль: «Здравствуйте дорогие гости и ребята. Сегодня у нас в гостях библиотекарь Ледянникова Ольга Михайловна. Она хочет вам что-то рассказать.

Биб-рь: (короткий рассказ о А.С. Пушкине (3 мин.)

Вос-ль: «Спасибо, Ольга Михайловна. Наши дети пришли участвовать в викторине по сказкам А.С. Пушкина. У нас две команды: команда «Школьников» и команда «Дошкольников».

Состав жюри: Ольга Михайловна, Надежда Николаевна – учительница начальных классов школы № 9 и воспитатель Валентина Витальевна.

Уточняем для детей и взрослых: за каждый правильный ответ – орешек.

Начинаем нашу викторину.

Задание первое. «Узнай сказку».

а) «Прослушивание мелодии». Звучит грамзапись звуки моря.

Вос-ль:Что вы услышали? (это волны, шум моря).

– Назовите сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются слова о море («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»).

– Может кто-то помнит отрывок про море из сказок А.С. Пушкина? (чтение отрывков детьми).

Жюри объявляет, кто победил в этом конкурсе.

б) Узнай сказку по видеокассетам («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»).

в) Узнай сказку по схеме и назови лишнюю.

г) Салат из сказок (назови предмет и скажи, из какой он сказки).

Жюри объявляет, кто победил в этом конкурсе.

Задание второе. «Из какой сказки эти герои» (мини-сценки, пантомима).

Заходят дети в костюмах:

  1. Старика и старухи.
  2. Балда.
  3. Петушок.
  4. Царевна с зеркальцем.

Жюри объявляет, кто победил в этом конкурсе.

Задание третье. «Кроссворд с секретом».

РУ ХА РЬ ДЬ БА Л Н
ТА С БЕ Р КА МА МО
ЦА ЛЕ ЧЕ ТИ ДА ДО РЕ

Кроссворд этот с секретом. Здесь спрятаны герои сказок А.С. Пушкина. Победит тот, кто составит для себя список, сколько спрятано героев.

Жюри объявляет, кто победил в этом конкурсе.

Задание четвертое. «Лучший чтец».

Вос-ль: Вы должны прочесть отрывок из сказки от имени автора. (Дети читают несколько отрывков, используя тантамареску).

Жюри называет лучшего чтеца.

Задание пятое. «Поделки по сказкам А.С. Пушкина».

Изготовление поделок из ткани, тесьмы, пуговиц, природного материала.

Жюри объявляет, кто победил в этом конкурсе.

Задание шестое. «Домашнее задание».

Драматизация отрывка из любой сказки А.С. Пушкина.

Жюри подсчитывает баллы по всем заданиям. Выигравшая команда получает подарки (календарики).

Вручение подарков детям.

Вос-ль: «Я здесь была и мед, пиво пила, по устам текло и в рот попало, чего и вам всем желаю».

Угощаю всех гостей чайным напитком.

Литература:

  1. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников» М.: 2006.
  2. Шорохова О.А. «Играем в сказку» М.: 2007.
  3. Шорина С.В. «Интеллектуально-позновательные игры» М.: 2005.