Программа: «Школа России».
На уроке русского языка (письма) в первом классе у учащихся формируются универсальные учебные действия.
Личностные универсальные умения:
- положительно настраиваться на общение и познавательную деятельность;
- понимать причины успеха в различных видах деятельности, проводить самоанализ и самоконтроль результата;
- проявлять настойчивость в выполнении задания;
- соблюдать здоровый образ жизни.
Регулятивные универсальные умения (управление собой):
- принимать и сохранять учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные универсальные умения:
- использовать знаково-символические средства (модели, схемы) на разных этапах работы для решения учебных задач;
- строить монологическую речь в устной и письменной форме, участвовать в диалоге;
- обобщать, делать выводы.
Коммуникативные универсальные умения:
- использовать различные коммуникативные средства (речь, жест, мимика) для решения различных коммуникативных задач;
- уметь подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе.
Цели урока:
образовательные:
- сформировать в памяти чёткий образ новой буквы;
- отрабатывать начертание и соединение букв в словах;
- закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов;
- формировать умения составлять слова и предложения, записывать их с печатного текста
развивающие:
- развивать и обогащать речь учащихся, внимание; память, мышление;
- развивать фонематический слух;
воспитывающие:
- умение работать в коллективе
- любовь к природе
- содействовать профилактике утомляемости учащихся
Оборудование для учителя: иллюстрация зимнего пейзажа, картинка с изображением гнома, сугроба; карточки для игр: «Буквы спрятались», «Слово рассыпалось», карточки с буквами т,р,п,г, со словами (намела, Пурга, сугробы), схемы для составления моделей слов, предложений; синие,зеленые,красные,белые магниты.
Оборудование для учеников: тетрадь в узкую линейку, шариковая ручка, простой карандаш, цветные карандаши, наборное полотно, касса букв, карточки с буквами т,р,п,г, со словами (намела, Пурга, сугробы), схемы для составления моделей слов, предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинаем мы урок.
II. Постановка темы и цели урока.
– Ребята, мне очень хочется начать урок с загадок. В них встретятся слова с новыми звуками. С какими новыми звуками мы познакомились на уроке чтения? Будьте внимательны, постарайтесь услышать эти звуки в словах.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла … (зима).
Птицы на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три…
На зимовку прилетели
С красной грудкой…(снегири)
– Кто услышал слова с новыми звуками? Назовите их.
– Какие это звуки? (Согласные) Докажите.
– Дайте полную характеристику этим звукам.
– Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Обозначаются буквой г)
– Мы познакомились с новыми звуками и буквой на уроке чтения. Скажите, чему мы будем учиться на уроке письма? (Будем учиться писать строчную букву г).
III. Изучение нового материала.
– Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по зимнему сказочному лесу. А в лесу огромные сугробы белого пушистого снега! Нарисуем эти сугробы в тетрадях.
Для этого ответственного задания надо подготовить руки и пальчики.
Выполняем поочерёдное растирание пальцев, начиная с большого пальца, чтобы улучшить кровообращение.
Этот палец самый главный, самый толстый и большой.
Этот палец для того, чтоб показывать его.
Третий палец – самый длинный, он стоит посередине.
Этот палец безымянный. Он избалованный самый.
А мизинец хоть и мал, он и ловок и удал
– Начинаем писать.
1. Работа над формой строчной буквы г.
– Произнесем хором слово «сугробы».
– Встретился ли новый звук в этом слове? Назовите его. Какой он?
– В какой части слова? (в середине)
– Покажите на модели слова место, где находится звук.
– Зима раскидала буквы в сугробе. Давайте найдем новую букву. На что похожа буква г?
– Почему рядом брошены и другие буквы? (Они все согласные и есть элемент буквы г)
– Попробуем смоделировать букву г путем сгибания.
– Как из букв т, п, р получить г?
(У каждого ребенка карточки с этими буквами)
– Сгибаем так, чтобы убрать первый элемент буквы.
– Но что случилось? Слышен скрип снега…Кто-то идет. Это оказывается гномик. Он спешит в гости к своим друзьям и несет подарок. Проходя мимо сугроба, гном за что-то зацепился. Оказывается, его схватила буква г и не отпускает. Она сказала ему: «Я отпущу тебя, если ребята научатся красиво и правильно меня писать!»
– Ребята, поможем гному?
– Тогда посмотрите, как пишется буква г. Проследите глазами за написанием буквы г. (Объяснение написания буквы; имитация написания буквы в воздухе)
– Буква решила проверить, как вы ее запомнили и какие у вас зоркие глазки. Давайте проследим глазами за ее движением. Буква направилась влево, затем вправо, вверх, вниз. (Повторить 5-6 не спеша)
– Напишите букву 3 раза. Нарисуйте снежинку над буквой, которая, по вашему мнению, получилась лучше всех остальных.
– Допишите строку до конца.
– Молодцы, ребята!
2. Написание слияний.
– Ребята, я слышу смех. Это веселятся гласные буквы. Они бросают согласным буквам синие и зеленые комочки снега.
– Кто скажет, какие гласные бросают синие снежки? (а,о,у,ы)
– Почему? (Они обозначают твердость предшествующих согласных звуков)
– А зеленые снежки? (е, я, и)
– Почему? (Они обозначают мягкость предшествующих согласных звуков)
– Но они еще и образуют слияния.
– Как обозначаем слияние на модели слова?
– Читаем первое слияние.
– Какое соединение? (и т.д.) Дополните устно до слова.
3. Слого звуковой анализ слова.
– А теперь, ребята, давайте найдем звуковую модель слова гномик.
– Под каким номером эта модель? (2)
– Скажем хором слово гномик.
1. | 2. | 3. |
– Сколько слогов в слове? Почему? (В этом слове 2слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Назовем первый слог. (гно-)
– Какой гласный звук образовал первый слог? [о]
– Назовите второй слог. (-мик)
– Какой гласный звук образовал второй слог? [и]
– Позовем гномика и определим ударный слог.
– Какой слог ударный? (Первый)
– Сколько звуков в первом слоге? (3)
– Назовите их по порядку. [г], [н], [о]
– Какими буквами обозначаются? (г,н,о)
– Какой новый звук услышали? Охарактеризуйте его.
– Еще раз назовем второй слог.
– Сколько звуков во втором слоге?(3)
– Назовите их. [мэ] [и], [к]
– Какими буквами обозначаются?(м,и,к)
– Назовите слог-слияние в первом слоге. (-но-)
– Назовите слог- слияние во втором слоге. (-ми-)
– Назовите звуки вне слиянии. [г] [ к]
– Еще раз назовем звуки в этом слове. [гном эик ]
– Запишем это слово.
(Один человек диктует и записывает слово на доске)
– Проверяем.
– Выделим цветными карандашами согласные звуки.
– Какие цвета используем? (Синий и зеленый)
– Почему? (Твердый согласный звук на письме обозначаем синим цветом, а мягкий согласный-зеленым цветом)
– Гномик порадовался за ваши успехи и продолжил свой путь.
4. Физминутка.
Мы шагаем по сугробам
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
5. Игра: «Слово рассыпалось»
– Ребята, а кому интересно узнать, что несет гномик в подарок?
– Тогда он предлагает собрать слово из букв.
и н к а г (книга)
– Правильно, гном несет в подарок книгу о зиме.
(Можно посоветовать прочитать какую-нибудь книгу)
– Составьте в тетрадях модель этого слова.
– Какими буквами записано это слово? (Печатными)
– Запишем его письменными буквами.
– Проверим.
– Разделим на слоги. Сколько их? (2)
– Почему? (Две гласные.)
– Скажем с ударением.
– Какой слог ударный? (Первый)
– Назовите одни слияния. (-ни-,-га-)
– Назовите звуки вне слиянии. [к]
– Сколько в слове букв? (5)
– У всех их столько же?
– Есть ли в этом слове новая буква?
– В каком слоге? (Во втором)
6. Работа с предложением.
– Путь к домику друзей нелегкий. То и дело ноги проваливаются в снег. А почему? Сейчас выясним. Для этого надо составить предложение из этих слов.
– С какого слова начнется предложение? (Пурга).
– Каким словом близким по смыслу можно заменить слово пурга? (вьюга, метель).
– Почему? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы)
– А сколько всего слов в предложении? (3)
– Итак, какое же первое слово? Второе? Третье?
– Докажите, что это предложение.
– Что выражает? (Законченную мысль)
– Какое предложение по интонации? (Повествовательно, .содержит сообщение.)
– Что ставим в конце предложения? (Точку)
– Найдите схему этого предложения. (У каждого ребенка карточки со схемами.) Покажите карточку, которая соответствует данному предложению.
– Запишем это предложение в тетрадях.
– Проверяем.
– Выделите только гласные буквы красным цветом.
– Как сделать это предложение более красивым? (Дети распространяют предложение)
IV. Итог.
– Благодаря вам, гномик добрался до своих друзей. Ему были очень рады и приготовили угощенье, в названии которых встречаются новые звуки.
– Кто догадается, чем угощали нашего гномика? (пирогами, грибами,…)
– Пока наши герои веселятся, давайте вспомним, какую букву учились писать?
– Какие звуки она обозначает?
– Какие задания еще выполняли?
– Что было сложным на уроке?
Рефлексия.
– Обозначьте в конце записей свое настроение. Если вы довольны своей работой, то нарисуйте красный кружок; если вам кажется, что вы немного затруднялись - зеленый кружок; если допустили ошибки в своей работе - синий кружок.
– Хлопните в ладоши все, кому было на уроке интересно.
– Наш урок закончен.