Урок математики по теме "Задачи на проценты". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  1. Выработать умение решать задачи на проценты
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения
  3. Продолжить воспитание устойчивого интереса к математике

Оборудование: компьютер, интерактивная доска MimioTeachTM, камера для документов MimioTeachTM, интерактивный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1) Устно:

  1. Разделите на 100: 0,003; 0,25; 30; 400; 25; 10; 0,7; 700. Сформулируйте правило.
  2. Умножьте на 100: 0,45; 45; 0,0027; 42; 901; 0,006. Сформулируйте правило.
  3. Туристу надо пройти 20 км. В первый день он прошел 0,2 всего пути. Сколько километров прошел турист?
  4. Лена прочитала ¾ книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?

2) Диктант с самопроверкой (слайды)

1 вариант 2 вариант
1. Представьте в виде десятичной дроби:
1%; 6%; 65%; 134%; 2,5%; 0,7% 3%;9%;78%;125%;3,4%;0,8%
2. Выразите в процентах:
0,78; 0,09;1,25; 2,672; 0,907. 0,21;0,04;1,32;5,634;0,803
3. Мастерская получила 700м шелка. Из 0,4 полученной ткани сшили блузки. Сколько м шелка ушло на блузки? 3. До перерыва шахматисты играли 4/5 всего времени партии. Сколько времени продолжалась партия, если до перерыва шахматисты играли 2 часа.

В это время у доски 3 ученика решают задачи по карточкам.

1 ученик: В цистерне было 1500 литров горючего. До обеда израсходовали 9/100, а после обеда 0,24 израсходованного до обеда горючего. Сколько литров горючего израсходовали после обеда.

Ответ: 32,4 литра.

2 ученик: Туристы шли лесом 24 км. Это составило 0,4 длины их маршрута .Какова длина маршрута?

Ответ: 60 км.

3 ученик: Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

Ответ: 384 костюма.

III. Объяснения новой темы.

а) Разобрать решение задачи третьего ученика

б) Самостоятельная работа с книгой стр 236

в) провести аналогию с задачами на нахождение дроби от числа, составить схему, алгоритм

Всего
Проценты – ?

г) Самостоятельная работа с книгой стр. 236-237

д) провести аналогию с задачами на нахождение числа по его дроби, составить схему, алгоритм

Всего – ?
проценты

IV. Закрепление изученного.

а) Устно:

  1. Масса медвежонка составляет 15% массы белого медведя. Масса белого медведя 800кг. Найдите массу медвежонка.
  2. Найдите весь путь, если 9% этого пути составляет 54км.
  3. На водопой пригнали 200 лошадей и жеребят. Жеребята составляют лишь 31% всего табуна. Сколько было жеребят?
  4. Миша исписал10 страниц тетради, что составляет 80% всей тетради. Сколько страниц в тетради?

б) Решение задачи в парах:

Рост человека археологи могут определить даже по отдельным костям. Например, длина малой берцовой кости составляет 22% роста человека, а локтевой кости составляет 16% роста человека.
а) При раскопках нашли малую берцовую кость длиной 39,3 см. Вычислите, каков был рост человека.
б) Как можно доказать, что локтевая кость длиной 20,3 см не могла принадлежать тому же человеку?
в) Обучающая самостоятельная работа (проверяется с помощью документ-камеры)

1 вариант 2 вариант
1. Сколько человек пришли в кинотеатр, если 1% всех зрителей составляет 6 человек? 1. Сколько учеников учится в школе, если 1% всех учеников составляет 8 человек?
2. Засеяли 65% поля, что составляет 325 га. Найдите площадь всего поля. 2.Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?
3. Фрекен Бок испекла 80 пирожков. Карлсон съел 15% всех пирожков. Сколько пирожков осталось? 3. Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15%. Какой стала стоимость зонта после снижения цен?
  • «5» – ученик может себе поставить, если правильно выполнены все задачи
  • «4» – если допущена одна ошибка
  • «3» – если сделаны правильно 1 и 2 задачи

(по желанию учеников в журнал выставляются оценки)

V. Задание на дом.

п. 40, №1574, 1578,1579, принести вырезки из газет и журналов, в которых встречаются проценты

VI. Итог урока, рефлексия.

  • Чему научились?
  • Кто разобрался, в теме хорошо?
  • Кому надо еще поработать над темой?

Приложение.