Цели и задачи: ознакомление учащихся с проектной деятельностью; создать условие для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом; привлечь учащихся к планированию творческой работы при решении поставленных задач.
Оборудование: технологическая карта №1, компьютер, авторская презентация «Технология выполнения творческого проекта», проекты учащихся, презентация звездочки обдумывания.
Не хочу я быть одной из многих,
Я хочу из многих быть одна.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Основная часть
Познавательные сведения:
Сегодня на уроке я буду учить вас более качественно реализовывать и представлять свои проекты. А что мы понимаем под понятием «проект»? (Проект – самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.)
– Какие проекты может выполнять учащийся школы? (Практико-ориентированный, исследовательский, информационный, ролевой, творческий.)
– Из методического пособия определите, какой проект больше подходит к образовательной области «Технология» и почему? (Творческий, потому что…)
– Ну а теперь давайте определим, какие проблемы мы можем поставить перед собой и решить в проекте в 7-м классе? (Это может быть проблема или проект, другими словами, по кулинарии, косметике, рукоделию, бумажной пластике, бисероплетению, технологии изготовления швейного изделия, моделированию прически и т. д.)
– Итак, вы поставили перед собой проблему из раздела «Интерьер жилого дома». Вы хотите развести растения у себя на кухне. Название творческого проекта может звучать следующим образом: «Растения в интерьере кухни». Почему кухни? – спросите вы. И какое описание можно сделать на эту тему? А вот вам и первое задание:
1. Спросите друг друга в классе, спросите своих знакомых: в каком помещении их квартиры или дома лучше всего чувствуют себя растения? Скорее всего ответы сложатся в пользу кухни, если, конечно, это не безнадежно темное место.
2. Второе предварительное задание: подумайте, почему растениям лучше всего на кухне. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, что предпочитают растения, какие условия.
Почва? – Да, почва. Но хорошую почву можно
предоставить им в любом помещении, как и полив.
Свет? – Но света может быть не меньше, чем в
соседней комнате, если окна и там, и тут обращены
в одну сторону.
Остается – тепло, влажность воздуха и состав
воздуха.
И вы можете обосновать, почему именно на кухне
эти составляющие среды обитания для растений
предпочтительнее.
3. А вот задание третье:
Подумайте и ответьте, почему на кухне тепла и влаги больше, чем в других комнатах. И чем нравиться зеленым растениям воздух (точнее: состав газов воздуха) кухни?
Уяснив себе все это, вы сможете с большим толком
подобрать растения, которым условия кухни
особенно приятны и полезны. Ведь и среди растений
есть такие, что предпочитают сухой воздух
пустынь, а не влажный – субтропических
джунглей.
Выбирая растения, хорошо бы именно с этой точки
зрения полистать справочники, книги, посвященные
комнатным растениям. Но это будет лишь первым
шагом для вашей кухни.
Перед вами сразу встает чисто практическая
задача: есть ли место на кухне, где можно
разместить горшки с цветами? (Скорее всего, с
этого определения и начнется исполнение вашего
проекта.)
Если места достаточно, вы можете начинать
обдумывать ваш проект сначала в формате А4:
составить план – чертеж помещения кухни со всей
ее мебелью, расположением света (окна,
светильника), и, сделав это, скажем, в масштабе 1:1,
вы, может быть, вдруг обнаружите, что мебель в
кухне можно даже как – то перегруппировать,
чтобы живописнее, красивее разместить в ней
цветы с наибольшей выгодой для них.
Кстати, о живописности. Это еще одно задание:
4. В каком сочетании разместить горшки с растениями: поодиночке или группами, в одном контейнере или поддоне, в настенных кашпо или на полках и шкафчиках?
5. И, наконец, еще вопрос: какого рода растения украсят вашу кухню – лианы, плющи, бегонии, кактусы, цитрусовые? А если цветущие – типа герани, гипераструмы, гусмании, – то нужно позаботиться и о том, чтобы они выигрывали на фоне обоев или окраски стен. Ведь белые цветы будут сливаться с белым тюлем или светлыми обоями. Так же, как и красные, алые, лиловые теряются на фоне темном – красном, коричневом, пестром.
… Из вашей кухни может получиться маленький дизайнерский шедевр.
Фото кухни
Коллективная работа над звездочкой обдумывания
– Ну а для того, чтобы представить свое творчество на комиссию в школе вам просто нужно поработать над звездочкой обдумывания, т. е. составить план защиты проекта. Я предлагаю вам коллективно составить план к творческому проекту «Мягкая игрушка»
Приложение 2 – звездочки обдумывания, работа совместно с учащимися.
– Ну а теперь лишь осталось раскрыть каждый пункт содержания достойно, опираясь на знания, полученные на уроках, базовую и специальную литературу, энциклопедии, CD и DVD диски, видеотеку и т. д.
– Давайте вернемся к проекту «Мягкая игрушка». Предлагаю вам прямо сейчас попробовать раскрыть любой из выбранных вами пунктов звездочки (творческая работа учащихся.)
Демонстрация авторской презентации (Презентация 2).
– А теперь я предлагаю вашему вниманию авторскую презентацию, которая, по моему мнению, даст еще большее представление о проектной деятельности в целом, о требованиях к проектированию изделия, о критериях оценки проектного изделия, о критериях защиты выполненного проекта, вы сможете посмотреть презентации учащихся и выпускников по своим творческим проектам
Презентация 1: «Технология выполнения творческих проектов».
– Эта презентация находится на рабочем столе в компьютере и вы, с моего разрешения, всегда можете в нее заглянуть, какие – то пункты записать, какие-то запомнить.
– Девочки, как вы думаете, сколько раз за день мы выполняем с вами проект? И сколько раз – творческий?
3. Домашнее задание
– Итак, домашним заданием будет следующее: подумать и определиться со сферой деятельности проекта, с названием проекта (в нем должно быть отражено и сфера деятельности и объект исследования, например: «Интерьер жилого дома. Портрет Марлен Дитрих».) Каждой из вас я выдаю пример проекта на дом (проект одинаковый «Изготовление швейного изделия. Юбка – полусолнце».) К следующему уроку вы в тетради напишете план проекта и все, что его касается.