«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически»
Фридрих Шиллер
Духовная жизнь личности не возможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самосовершенствованию (Слайд 3). Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его культурная жизнь (Слайд 4).
В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Что должен делать человек? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к блаженству и личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, самопожертвование (Слайд 5).
Постижение искусства — это прежде всего «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей жизни и своей собственной (Слайд 6). Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает их осмыслить. Само искусство должно воздействовать на чувства и мысли учеников (Слайд 7). Сегодня постоянное длительное общение с компьютером, слишком громкая и грубая музыка, агрессивные мультфильмы ограничивают интеллектуальную активность ребят (слайд 8), приучают действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляют шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. Одна из причин бездуховности молодежи –в неспособности воспринимать высокое искусство. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел (Слайд 9).
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством художника Бориса Михайловича Неменского является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип предусматривает привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем (Слайд 19).
Программа по изобразительному искусству построена таким образом, что учащиеся с первого класса начинают знакомиться с произведениями великих художников. Дети учатся анализировать их работы. Талантливое художественное произведение побуждает их думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей (Слайд 11).
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как тема «материнства», «мудрость старости». На этих уроках я всегда знакомлю учащихся с произведениями русских художников В. Максимова «Портрет старика», К. Брюллова «Портрет графини с дочерью»,
О. Кипренского «Мать и дитя», Венецианова «Кормилица с ребенком», иконой Владимирской божьей матери (Слайд 12).
Выполняя живописные портреты мамы, бабушки, дедушки, учащиеся, конечно же, пытаются показать красоту душевной жизни родного человека. Также важна тема «сопереживание», которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания (Слайды 13-15).
Основываясь на репродукциях картин В.Г. Перова «Тройка», Венецианова «Захарка», «Жнецы», Репина «Бурлаки на Волге», ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание (Слайды 16,17).
Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. Изучая в начальных классах на уроках изо творчество Ивана Яковлевича Билибина, Виктора Михайловича Васнецова, учащиеся вступают в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Именно по иллюстрациям, такими, как нарисовал их художник, ребята представляют себе героев сказок (Слайд 18,19).
То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье (Слайд 20). Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки (Слайд 21). При этом беседа строится таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках
(Слайд 22).
Затем в 7 классе мы опять возвращаемся к сказкам - у детей наступает пора нравственного самоуглубления, возникает интерес к собственному внутреннему миру, заполненному субъективными переживаниями. И здесь тоже помогает сказка. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни сквозь национально-языческую мудрость (Слайд 23).
Ориентация программы 7 класса на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, например, «Поэзия повседневности»- эта тема посвящена бытовому жанру, который отражает повседневную, частную и общественную жизнь. На этих уроках ребята знакомятся с картинами Федотова Павла Андреевича, Перова Василия Григорьевича, Кустодиева Бориса Михайловича. Ребят привлекает возможность выразить свои переживания и чувства через бытовые сюжеты. Работая над историей из собственной жизни, ученик обращается к себе, к своему опыту отношений, поэтому главными становятся размышления над системой ценностей, формирование эстетических вкусов и идеалов. О чем бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке, о его жизни, о среде, в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде (Слайды 24-26).
Значимая тема уроков - «Сложный мир исторической картины». Ребята с большим интересом изучают эту тему. В своих картинах Суриков Василий Иванович, обращаясь к национальной истории, например, "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком", показывает, как проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа, воспевает мужество и отвагу русской армии (Слайд 27).
Следующая немаловажная тема, которая помогает подростку в осмыслении своей жизни – жизни человека – это «Великие темы жизни». Изучение ее проходит на основе знакомства с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи». Картина помогает учащимся понять психологию человека, его разные реакции в момент бушующей стихии и смертельной опасности, выявляя в нем необычайнуюдуховную силуили слабость (Слайд 28).
И конечно же, в рамках проведения рождественских чтений мы изучаем произведения живописи на религиозные и библейские темы, рассматривая картины Иванова Александра Андреевича «Явление Христа народу», Нестерова Михаила Васильевича «Видение отроку Варфоломею», картины и иконы Андрея Рублева «Троица», «Рождество Христово», «Вознесение», которые знакомят учащихся с христианством, как с частью мировой культуры, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, размышления о нравственных проблемах (Слайды 29-31).
Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд). Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей (Слайды 32-36).
Рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше: ребенок, даже не умея хорошо рисовать, через цвет, форму, линии сможет выразить свою эмоцию (выброс эмоции – это полезно) (Слайд 37).
Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время! Методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Но самое главное - должно быть пробуждение духовного потенциала личности. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью. (Слайды 38-45).
Литература:
- Неменский Б.Н. Мудрость красоты. М.: «Просвещение», 2003 г.
- Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: «Вече», 2001
- Выготский Л.С. Психология искусства. Санкт-Петербург: «Азбука», 2004г
- it-n.ru›attachment.aspx?id=32724
- urok.1sept.ru›articles/584897/
- gruz-school.narod.ru›sovremennyeproblemy.doc
- natalij.ucoz.ru›publ/4-1-0-4
- smallbay.ru
- artvedia.ru
- ru.wikipedia.org