Урок-путешествие по теме "Космическая одиссея". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летнего отдыха к учебе, используя игровую форму деятельности.

Задачи:

  • сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе;
  • развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, любознательность, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство любви к планете Земля, гордость за свою страну, соотечественников - первооткрывателей Космоса.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

- Этот год объявлен президентом России годом Космонавтики. Поэтому первый наш урок будет посвящён космосу.

Тема урока “Космическая одиссея”. Кто из вас может объяснить значение слова “одиссея”? Богатые событиями странствия, похождения [по названию древнегреческой эпической поэмы Гомера, описывающей странствия Одиссея].

- Значит, мы отправляемся в космические странствия.

- Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страницы большого журнала, который будет нам рассказывать о космосе.

- Как вы думаете, можем мы на самом деле сейчас отправиться в космос? (Нет)

- Почему? (Нет знаний и физической подготовки)

- Где человек получает знания? (В школе)

3. Работа по теме.

- Вот мы сейчас и узнаем, какими знаниями о космосе вы уже владеете.

- Как называется весь мир ,окружающий нашу планету Земля? (Весь окружающий Землю мир - это Вселенная или космос)

- Во Вселенной находится много галактик. Одна из них наша.

- В галактику входит наша Солнечная система. Какая звезда является центром нашей Солнечной системы? (Солнце)

- Еще с давних времен люди стали думать над вопросом: Что такое космос?

В безоблачную ясную ночь на небе видны многочисленные звёзды. Одни из них похожи на яркие точки, другие напоминают далёкие огоньки.

... Давным-давно люди смотрели в небо и видели звезды, только звезды, россыпи сверкающих алмазов.

Сначала человек придумал такой прибор, с помощью которого можно увидеть ближе небесные тела.

Как назывался этот прибор? (Телескоп)

- После изобретения телескопа учёные осознали, насколько велико количество звёзд. Самые совершенные приборы насчитывают несколько миллионов звёзд.

Человек захотел больше узнать о тайнах космоса.

- Какой первый космический аппарат стартовал в космос? (Искусственный спутник Земли, запущенный 4 октября 1957 г.)

- Какие живые существа побывали в космосе до человека? (Собаки). Как их звали?

- Первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.

- Через 3 года после неудачного полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка.

- В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

- После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

- В каком году это произошло? Как его звали? Гражданином какой страны он являлся?

- Итак, человек сделал первый шаг к тому, чтобы полететь к звёздам.

- Поговорим о Солнечной системе более подробно. Из каких небесных тел она состоит.

Отгадайте загадку, о чём идёт речь?

Колокольчик синенький прозвенел букашке:
- Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
- Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,
- Это крупное светило под названьем... (Солнце)

- Знаете ли вы, что Солнце гудит, как колокол. Внутри него каждые несколько минут возникают звуковые волны. Их чистота слишком низка для нашего слуха, но приборы её улавливают. Анализируя этот звон, учёные делают выводы о строении Солнца.

- Отгадайте ещё одну загадку.

- Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо-печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу,
Чтоб сияли с высоты.
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи?  (Звёзды)

Древние наблюдатели считали звёзды неподвижными и прикреплёнными к небосводу. Исключением были только пять особых звёзд, которые быстро двигались среди остальных. Эти подвижные светила греки назвали планетами. В переводе это означает блуждающая звезда. Но планеты - не звёзды. Эти небесные тела находятся сравнительно недалеко от нас. Ближе, чем звёзды.

Планеты, так же как и Земля, обращаются вокруг Солнца. Они не испускают собственного света. Но на ночном небе смотрятся, как звёзды. Это связано с тем,что солнечные лучи отражаются от их поверхности. Планеты различаются по размерам, но все они во много раз меньше Солнца.

- Сколько планет в нашей Солнечной системе? (9)

- Кто помнит названия этих планет. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

- Давайте попытаемся расставить эти планеты в правильном порядке. Какая планета ближе всех расположена к Солнцу? (Меркурий)

- Как называется самая дальняя планета от Солнца? (Плутон)

- Какой по счёту от Солнца находится планета Земля? (4-й)

- Какая планета идёт за Землёй?

- Остались 4 самые большие планеты. (Расставить)

(Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

- Из чего же ещё состоит Солнечная система?

- Отгадайте загадку.

Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ... (Луна)

- Чем является Луна по отношению к Земле? (Спутником)

- В Солнечной системе 68 спутников. Поговорим о спутнике Земли. Откуда взялась Луна? О нашу планету разбилось крупное небесное тело. Его обломки, вращаясь вокруг Земли, постепенно притянулись друг к другу.

- Кто из вас знает, что это за кружево опоясывает нашу галактику? (Астероиды)

- Это слово в переводе с греческого означает “звездоподобный”. Т.е. это небесные тела, похожи на звёзды, но ими не являются, потому что не излучают свет, как наше Солнце.

Астероидов – миллионы. Они вращаются вокруг Солнца и образуют Пояс Астероидов.

Падающие звёзды в августе - это не звёзды падают, а астероиды.

- Отгадав следующую загадку, вы узнаете ещё об одном небесном теле.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (Комета)

Это слово произошло от греческого “кометес” что означает “волосатая”. Немногие явления природы так пугали людей, как комета. Она состоит из ядра и длинного хвоста. Он тянется на тысячи километров. Комет миллиарды.

- Обратите внимание на то как вращаются вокруг Солнца планеты и астероиды. Как называется этот путь? (Орбита)

А где же орбита кометы?

4. Итог урока.

- Итак, мы вспомнили, из чего состоит наша Солнечная система.

- Какая наука изучает космос? (Астрономия)

Астрономия – первая и старейшая из всех наук. “Астрон” - в переводе с греческого “звезда”, “номос” - “закон”. Астрономия изучает строение и развитие космических тел во Вселенной.

- Можете ли вы утверждать, что ваш багаж знаний пополнился? (Да)

Значит, день прожит не зря. Мне хотелось, чтобы каждый день для вас был открытием, тогда и жить интереснее. А в этом вам поможет школа.

Литература

1. Ридерз Дайджест. Атлас Вселенной для детей.

2. А.А.Плешаков Н.И.Сонин. Природоведение. 5 кл.: Учебн. для образоват. учеб. заведений. - 6-е изд., - М.: Дрофа, 2001. –184 с.

3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: “ВАКО”, 2004.