Цели:
- закрепить навыки приёмов сложения и вычитания примеров столбиком, умения решать задачи;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- воспитывать чувство взаимопомощи, внимания, наблюдательности, логического мышления.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Введение (слайд)
(Учитель входит в костюме знатока звёздного неба.)
Учитель:
- Торопилась к вам на урок. С меня вопросы, с вас ответы. Отвечаем кратко – да или нет!
- Ребята, вам тепло? (да)
- В классе светло? (да)
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Уже закончился урок? (нет)
- Только начался урок? (да)
- Хотите учиться? (да)
- Значит можно вам садиться! (да)
(слайд)
- Ребята, сейчас у нас урок математики. Он необычный. Я буду в роли знатока звёздного неба. Путешествуя, мы с вами повторим материал, который изучали ранее.
- Красиво небо звёздной ночью. Сияет луна. Тысячи мерцающих звёзд разбросаны по всему небу.
- Я приглашаю вас, дорогие ребята, в путешествие по солнечной системе и буду направлять вас по этому звездному небу.
- Наша ракета взяла старт к центру Солнечной системы, к Солнцу.
- Пристегнули ремни (хлоп), заводим моторы-1 хлопок вжик, 1 – хлопок - вжик. Полетели! (Имитируем полёт на ракете)
- Флажок на карте. (на карте звёздного неба прикрепляю флажок на Солнце)
- Солнечная система – это семья, в которой живёт и наша планета. Без Солнца не было бы жизни на земле. На Солнце очень жарко и нам нужно быстро выполнить все задания устного счёта, чтобы не обжечься.
1) Устный счёт.
- Проверим нашу подготовку:
А) Индивидуальные задания.
Три ученика работают по карточкам, решают задачи.
1) На первом космическом корабле отправились в полёт 6 космонавтов, на другом- 4 космонавта. На сколько меньше космонавтов было на втором корабле?
2) Космический корабль облетел планету Марс за 10 минут. За сколько минут он сделает три оборота вокруг Марса?
3) В космическом городке космонавты готовились к полёту. В отряде было 7 женщин, а мужчин на 10 человек больше. Сколько мужчин было в отряде?
Б) Фронтальный опрос
- Арифметический диктант
(работа на файлах)
1) Запишите число, в котором 2десятка и 4 единицы, какое число мы получили, сказали хором. (24)
2) Из какого числа надо вычесть 17, чтобы получить 4? (21), говорим хором.
3) Напишите соседей числа 29? (28, 30)
4) 60 уменьшите на 6 (54)
5) 30 увеличить на 8 (38)
6) Какое число надо увеличить на 9, чтобы получилось 20? (11)
7) Напишите самое маленькое двузначное число. (10)
8) Наименьшее двузначное число увеличьте на наибольшее однозначное число (10+9=19)
9) преобразуйте величины:
- 5 дм сколько это см?
- 1 час 4 минуты превратите в минуты
(слайд)
- Логическая цепочка
До того, как человек отправился в космос, туда отправляли и собак, и кроликов, и других животных. Узнайте кличку собаки, первой преодолевшей земное притяжение, решите логическую цепочку. (слайд
Задача :
Космонавтам приходится решать великое множество задач, решите их и вы.
Летело три ракеты 1 - впереди, 2 – сзади;
Одна – позади, две впереди.
Сколько ракет летело? Как они летели? (3, вперед и в обратную сторону)
II. Закрепление и систематизация знаний. (слайд)
Следующая на нашем маршруте планета Меркурий. (Флажок на карте.)
Планета Меркурий ближе всех к Солнцу. Она значительно меньше Земли. Здесь нечем дышать, но мы справимся со всеми трудностями.
Работа по учебнику:
1) № 1 на странице 26
Нам нужно решить примеры.
Работаем таким образом:
2 столбика примеров решаем с объяснением у доски и в тетрадях, а оставшиеся самостоятельно - по вариантам.
- 1 вариант решает примеры 3 столбика
- 2 вариант – примеры 4 столбика
(слайд)
Проверка по слайду.
(слайд)
Зарядка для глаз
(слайд)
Составление задачи по числам
- Пока наши глаза отдыхали, с неба звёздочки упали, а в них числа.
(составление задач, решение одной из них)
III. Формирование умений, навыков
(слайд)
- Продолжим путешествие и отправимся к Венере. (Флажок на карте.)
Венера – самое яркое светило на небе после Солнца и Луны. По размерам и массе Венера почти равна Земле. Космические спутники спускались к её поверхности, спустимся и мы, выполним физкультминутку.
(слайд)
1) Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (потягивание, как лучи солнца)
А внизу леса, поля –
Расстилается Земля (низкий поклон вперед, руки разводят в стороны)
(слайд)
Задание на внимание
А сейчас я найду самого внимательного ученика в классе. Найдите различия в этих космических кораблях. (слайд)
Летим дальше. Следующая остановка – планета Марс. (Флажок на карте)
- Марс – вдвое меньше Земли. Год на Марсе вдвое длиннее земного. (слайд)
- Пока мы летели по небу, мы увидели созвездие Большой Медведицы. Посмотрите, какое оно красивое. (слайд)
- Ребята, сейчас вам надо проставить в тетрадях такое же количество точек, как и на слайде, а также соединить их. Подумайте, какая геометрическая фигура получится?
(ответы учащихся)
IV. Домашнее задание
Вот мы долетели до Луны. Флажок на карте.
Луна – самое близкое к Земле небесное светило. Оно в 4 раза меньше Земли. На нем нет ни облаков, ни воды,ни туманов, ни радуги. А так как мы уже приближаемся почти к Земле, отметим домашнее задание:№ 2 с. 26 – решить задачу,
№ 6 с.26- найти значения переменной .
(слайд)
V. Итог.
- Летим дальше. Итак, мы благополучно вернулись на нашу Землю.
- Рефлексия
- Ребята, хорошо дома? Конечно, здесь тепло, уютно, светло и мы все вместе.
Ребята, давайте вспомним наше сегодняшнее путешествие. Чем мы сегодня занимались на уроке? Что вспомнили?
Ребята, вам понравился урок? Мне очень понравилось работать с вами. Вы просто молодцы!
На ваших столах – ваше настроение в виде звёздочек. Давайте украсим наше звёздное небо вашими звёздочками. Возьмите тот цвет, который вам больше нравится. Посмотрите, на наше небо – оно такое красивое.
Вы все сегодня очень хорошо поработали, давайте погладим себя по голове и скажем “Ай да мы, молодцы!”