Тип урока. Комбинированный, с использованием ИКТ.
Цель урока:
- Заинтересовать ребят созданием танцевальных портретов людей и животных, используя стили и тембры синтезатора.
Учебные задачи:
- Повторить танцы 2 действия оперы “Иван Сусанин” М.И. Глинки.
- Познакомить с сюитой Сен-Санса “Карнавал животных”.
- Упорядочить систему знаний о выразительных средствах музыки.
- Побудить сформулировать вывод, что замена жанра танца (стиля синтезатора) приводит к изменению характера музыкального портрета.
Развивающие задачи:
Развивать творческие способности детей:
- в импровизации пластических движений.
- в сочинении музыкальных портретов.
- в анализе и сопоставлении музыкальных портретов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость, слушая и анализируя произведения К.Сен-Санса и М. Глинки.
- Воспитывать любовь к животным и ко всему прекрасному.
Оборудование:
- Синтезатор, магнитофон, видеопроектор, экран, компьютер.
- Диски с музыкой К. Сен-Санса, Ж. Оффенбаха. Компьютерная презентация. Ноты с музыкой К.Сен-Санса и М. Глинки.
СЛАЙД №1
Дети входят на урок на музыку полонеза из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”.
У. – Здравствуйте, ребята.
Д. - Здравствуйте учитель наш.
У. - Куда мы с вами попали благодаря этой музыке?
Д. - На бал польского короля Сигизмунда, который разыгрывается в опере М.И. Глинки “Иван Сусанин”.
- Что такое бал?
СЛАЙД №2
БАЛ - съезд, вечернее собрание обоего пола для пляски (словарь В. Даля).
- Кто мне скажет, под музыку какого танца вы вошли в класс?
- Под музыку Полонеза.
Давайте исполним полонез с текстом оперы и постараемся с помощью жестов передать его характер.
Дети инсценируют полонез.
- Какой характер вы пытались передать через ваши движения?
- Торжественный горделивый.
– Вспомните, какие ещё танцы звучат на балу у короля Сигизмунда?
- Чем отличаются один танец от другого?
- Ритмом;
- Движениями;
- Характером.
СЛАЙД №3
Мы не будем сейчас повторять все танцы. Я задам более сложную задачу.
Попробуйте переинтонировать полонез. Споём его мелодию в ритме вальса.
Поможет нам в этом синтезатор:
Выбираю стиль “вальс”.
Включаю автоаккомпанемент.
Дети исполняют мелодию полонеза в ритме вальса.
- Что изменилось?
- Стиль “вальс” изменил характер музыки. Портрет поляков стал более нежным, мечтательным.
- Меняется жанр танца (стиль синтезатора), меняется характер портрета.
- Теперь попробуем спеть мелодию полонеза в ритме польки.
Выбираю стиль “полька”.
Включаю автоаккомпанемент.
- Похоже на воинствующих поляков?
- Стиль “полька” изменил характер музыки. Портрет получился шаловливым, весёлым.
- Какой делаем вывод?
- Изменение жанра танца (стиля синтезатора) приводит к изменению характера музыкального портрета.
СЛАЙД №4
- Что такое портрет?
По словарю Даля ПОРТРЕТ - франц.:
Изображенье человека, лица его чертами, живописью.
Описанье нрава, быта и внешности человека.
- Что изображает танцевальный портрет?
- Прежде всего, характер человека и его манеру двигаться.
Сейчас мы с вами увидим несколько живописных портретов, а вы назовёте их общую особенность.
Смотрим слайд презентации.
СЛАЙД №5
Мы видим портреты людей разных эпох, с разными характерами, но везде рядом с ними находятся их любимые питомцы – животные. Часто говорят, что животные внешне похожи на своих хозяев. Иногда писатели, художники, музыканты наделяют наших питомцев людскими чертами характера, а людям приписывают черты характера животных. В нашей речи бытуют выражения: “хитрая, как…..(лиса)”, .“трусливый, как…(заяц)”, “голодный, как…(волк)”.
СЛАЙД №6
Французский композитор Камиль Сен- Санс подметил эту особенность и создал целый ряд портретов животных, наделённых людскими чертами характера.
СДАЙД №7
Сюита К. Сен-Санса называется “Карнавал животных”
- Что такое карнавал?
Карнавал - это народное празднество с шествиями, уличным маскарадом, первоначально весенние праздники в Италии (словарь Ожегова).
СЛАЙД №8
- Что такое сюита?
Сюита – (от французского suite — последовательность) это музыкальная циклическая форма, состоящая из контрастных частей. В старинной сюите это контрастные танцы.
СЛАЙД №9
Я вам предлагаю сейчас создать самим танцевальный портрет слона, используя стили и инструментальные тембры синтезатора.
СДАЙД №10
Используем алгоритм создания музыкального портрета.
- Анализируем внешние черты животного его характер и манеру двигаться;
- На основе анализа создаём рисунок мелодии и его ритмическую формулу;
- Выбираем темп, в котором животное привычно движется;
- Подбираем тембр инструмента;
- К созданной мелодии выбираем стиль автоаккомпанемента.
Как выглядит слон?
- Как он двигается?
- Какие звуки он издаёт?
- Следовательно, мелодия должна изобразить зов трубы и размеренно повторяющиеся звуки - шаги.
- Темп будет быстрый или медленный?
Давайте посмотрим с вами на группы инструментов симфонического оркестра.
СЛАЙД №11
Тембры каких инструментов подойдут нам для создания портрета животного?
- Голоса инструментов будут низкие или высокие?
Это, возможно, фагот из группы деревянных духовых, туба из группы медных духовых или
контрабас из струнно-смычковой группы инструментов (смотрим слайд, играю сочинённую мелодию слона разными инструментальными тембрами).
СЛАЙД № 12
Закладываю в банке памяти синтезатора тембр контрабаса.
- Какой из танцев, прозвучавших на уроке, больше подходит слону?
- Вспомним характеры танцев.
- Наверное, полонез. Он строгий по характеру, величественный.
На карнавале всё выглядит не так, как есть. Под маской злого волка может скрываться трусливый заяц.
- Кто может скрываться под маской слона?
- Хочу сообщить одну особенность портретов у К. Сен-Санса. Они написаны с юмором.
- Какой танец будем использовать?
- Польку.
Закладываю в банк синтезатора стиль полька. Устанавливаю темп. Играю.
- Попробуем ещё один вариант
- Что менее вероятно или более удивительно – слон, который веселиться или который мечтает?
- Давайте выберем вальс.
Закладываю в банк синтезатора стиль вальса. Устанавливаю темп.
- Если мы выбрали вальс, то мелодия, наверное, должна кружиться?
Добавим кружение в рисунок мелодии.
Исполняю созданный нами музыкальный портрет слона.
- Хотите узнать, как звучит этот номер у К. Сен-Санса? Слушаем.
Фонограмма. Сен-Санс. “Карнавал животных”. Слоны
СЛАЙД №.13
- Всё ли нам удалось предугадать?
А теперь послушаем два музыкальных номера, один из которых принадлежит композитору Жаку Оффенбаху, а другой Камилю Сен-Сансу.
Фонограммы:
Жак Оффенбах. Оперетта “Орфей в Аду”. Канкан.
Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”. Черепахи.
- Что общего между этими танцами?
- Мелодия одна и та же, а что изменилось?
- Кого из животных мы знаем, как самого медлительного?
- Черепаху.
- Который из номеров принадлежит Сен-Сансу?
СЛАЙД № 14
Предлагаю вам музыкальные загадки.
СЛАЙД №15
- Соотнесите музыкальные портреты Сен-Санса с животными, изображёнными на слайде.
Слушаем. Фонограмма. Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”
1. “Королевский марш льва”
2. “Курицы и петух”
3. “Аквариум”
Ребята, поскольку вы так легко отгадываете музыкальные загадки, я могу предположить, что у вас дома есть животные, и вы их хорошо понимаете, потому что любите.
Подведём итоги.
Вспомним, что мы повторили и что узнали нового за сегодняшний урок?
Мы повторили танцы из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин”;
Выяснили, что замена жанра танца (стиля синтезатора) приводит к изменению характера музыкального портрета;
Оказалось, что мы сами с помощью стилей и тембров синтезатора можем создавать музыкальные портреты животных;
Познакомились с несколькими номерами из сюиты Сен-Санса “Карнавал животных”;
Поняли, что с помощью музыки можно шутить.
Предлагаю вам в финале урока музыкальный подарок.
Предпоследний номер “Карнавала животных” называется “Лебедь”.
СЛАЙД № 16
Под эту нежную, наполненную любовью музыку я вам покажу галерею портретов людей и животных разных эпох, преданных друг другу, любящих, и потому похожих.
Фонограмма. “Лебедя” Сен-Санса из “Карнавала животных”.
СЛАЙДЫ С № 17-23
В компьютерной презентации следуют слайды с портретами людей и животных.
Интернет сайты использованные в презентации.
- http://www.xrest.ru/preview/45985/
- http://blogs.privet.ru/community/paam/106981946/
- http://about artart.livejournal.com/150231.html
- http://garmoniazhizni.ru/post172228500/
- http://photographers.com.ua/pictures