Управление начальной школой в условиях перехода на новый ФГОС

Разделы: Начальная школа


От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Внедрять новые стандарты придется тем, кто сегодня работает в школе: директорам, завучам, учителям. Чтобы работа по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) прошла более плодотворно, необходимо было выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы для приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всей школы. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на среднем и старшем звеньях школы.

В 2009 году наша школа включилась в апробацию стандартов второго поколения сначала с изучения проекта, а позднее непосредственно самого ФГОС НОО и нормативно-правовых документов по данной проблеме. На заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов шел конструктивный разговор, обмен мнениями, порой споры, в которых каждый учитель для себя рисовал картину предстоящих изменений в образовании.

С начала 2010-11 уч. года создана рабочая группа по введению ФГОС, начата работа над нормативно-правовой базой, утвержден план-график по переходу на ФГОС, разработана основная образовательная программа, учебный план начального общего образования школы для параллели 1-х классов, педагоги работают над рабочими программами по предметам.

Изучение материалов стандарта и апробация шло параллельно, что вызвало трудности. Для обеспечения введения новых стандартов был проведён комплекс мероприятий по следующим направлениям:

-создание нормативного обеспечения введения ФГОС.

-организационное обеспечение ФГОС

-кадровое, информационное обеспечение

-----Все учителя 1-2 классов начальной школы прошли дистанционное обучение. Постоянно совершенствуют свою профессиональную компетентность, работая в творческих группах по формированию ООП.

С целью создания условий для перехода к стандартам второго поколения:

- 24.09.2010 г. было проведено общешкольное родительское собрание по теме «ФГОС начального общего образования»;

- школой регулярно приобретается методическая литература по введению ФГОС НОО;

- в апреле 2011 года прошли открытые уроки для учителей начальных классов, планирующих работу в 1 классах с сентября 2011 г.

На базе школы проходили семинары для учителей начальных классов и заместителей директоров школ района: - в октябре 2010 года на базе школы прошел семинар для учителей начальных классов по теме: «Разработка на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования по образовательной системе «Школа России»;

- в марте 2011 года проведен Семинар для заместителей руководителей ОУ по УВР «Нормативно-правовое обеспечение процесса введения ФГОС.

- 20 октября 2010 года был организован окружной семинар-практикум «Школа и детский сад - проблемы преемственности в условиях перехода на новый ФГОС»
30 октября 2010 года, 19 марта 2011 года были проведены -Дни открытых дверей 

для родителей будущих первоклассников в условиях перехода на новый ФГОС.

-Материально-техническое обеспечение

Одной из условий реализации стандарта является материально-техническая база ОУ. В школе созданы условия для реализации данной образовательной программы: кабинеты начальной школы отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, поступательно совершенствуется банк наглядных пособий.

Созданы условия для организации внеурочной деятельности: имеется актовый зал, компьютерный класс, спортивный зал. В учебных кабинетах выделена игровая зона, в холле – зона отдыха. Проведены ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учащихся, проекты.

Итоги апробации ФГОС

Сегодня мы с уверенностью говорим о том, что пилотный класс успешно работает в системе новых стандартов. Для организации учебно-воспитательной работы используем УМК «Школа России» который ориентирует нас на дальнейшую инновационную деятельность, полностью реализует системно - деятельностный подход в рамках реализации национальной программы образования.

  1. Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.
  2. Проведённый анализ диагностик, комплексной работы в пилотных 1-х классах показал положительную динамику результатов по всем направлениям работы, что указывает на эффективность работы рабочей группы по введению ФГОС образовательной инициативы «Наша новая школа»

Таким образом, для начала введения стандартов была проведена большая предварительная работа, концентрация необходимых ресурсов, накоплен положительный опыт. Думаю, что всё это поможет реализации ФГОС, обеспечивающих развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.