Цели: продолжать развивать кругозор и знания детей о природе; учить передавать в рисунке красоту цветов и форму листьев; закреплять умение рисовать методом тычка цветы одуванчика (овалы, круги); учить располагать рисунок по всему листу бумаги; закреплять умение детей рисовать тонкой кисточкой листья и стебли; вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.
Материалы: иллюстрации с изображением весенней природы, первоцветов: мать-и-мачехи, медуницы, подснежника, одуванчика; игрушка пчелка; шапочки одуванчиков; звукозапись звуков весны, классической музыки; гуашь, тычки, кисти, тонированный альбомный лист.
Ход мероприятия
– Ребята, а у меня для вас есть загадка.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях гуляет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла… (весна).
Правильно. А какое сейчас время года? Какое время года сменила весна? А как мы узнали, что пришла весна? По каким приметам мы узнаем весну?
– Какое весной солнышко? Как долго оно находится на небе? Что случилось со снегом? Как меняется природа?
Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни, в нашем садике в аллеях
Уж проталинки видны.
(А.Алферов)
Включить звукозапись со звуками весны.
– Какие звуки вы узнали?
За зимой приходит весна. Солнце с каждым днем все дольше остается на небе. Дни стали длиннее, а ночи короче. Природа, согретая солнечными лучами, пробуждается ото сна. Начинает таять снег, звенит капель, реки освобождаются ото льда. Возвращаются из теплых стран птицы. Одни звери просыпаются от зимней спячки, а другие меняют зимнюю шубку на летнюю. Когда зима освободится от снежного покрова, наступает время роста трав, и появляются первые цветы – первоцветы: мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник, медуница,…
– Ребята, вы ничего не слышите? (Жужжание.) Появляется пчелка.
– Ребята, пчелка хочет «рассказать вам о цветке, который один из первых появляется весной, а вы постарайтесь узнать этот цветок.
Рассказ Ю.Аракчева «Солнечный цветок».
Сначала из земли вылезли нежно-зеленые разрезные листья и раскрылись тарелочкой. Из середины этой тарелочки показался темный комочек – бутон. Он вырос, вытянулся на тоненьком просвечивающемся, на солнце стебельке, тянулся вверх и вверх – к солнцу. И однажды утром…
Яркое, желтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве. Тонкие шелковистые лепестки, словно лучики, раскинулись в стороны. Пчелка опустилась на это солнышко…
На ночь закрылся желтый цветок, а утром открылся. И опять прилетела пчелка…
А однажды пчелка прилетела и не узнала своего цветка. Пушистый белый шарик был вместо яркого желтого солнышка. Дунул ветер, и полетели во все стороны маленькие белые парашютики. Пушинка, а под ней на тоненьком волоске семечко…
… Где опустится парашютик с семенем, там и вырастит новый солнечный цветок.
– Что же это за цветок? Правильно, одуванчик. Показ иллюстрации.
К одуванчику любят прилетать не только пчелы, но и бабочки, шмели.
Одуванчик придорожный
Был как солнце золотым,
Но отцвел и стал похожим
на пушистый белый дым.
– А сейчас, ребята, давайте представим, что мы одуванчики.
Физминутка «Одуванчики»
Одуванчики начинают расти. Растут, растут – выросли. |
Начинают медленно вставать. |
Подул ветер, Одуванчики качаются. |
Руки вверх, легкое покачивание. |
Наступил вечер, Одуванчики закрываются. |
Приседают, руки на голове. |
Выглянуло солнце, Одуванчики проснулись. Головками качают. Радуются солнцу. |
Опять медленно встают, руки на верху, качаются на месте. Улыбаются. |
Вот какие веселые одуванчики Растут на нашей поляне. |
Идут на свои места. |
– Ребята, пчелка так соскучилась за зиму по одуванчикам, но цветы одуванчиков еще не распустились. Что же делать? Как нам порадовать пчелку? Правильно, ребята, давайте нарисуем одуванчики.
Работа с иллюстрацией.
– На что похожи одуванчики? (На солнышко.)
– Какие стебельки и листья у одуванчика? (Стебельки длинные и тонкие, а листья похожи на елочку.)
– Какого цвета листья? (Светло зеленого.)
– Как получить более светлый тон? (Добавить желтой гуаши в зеленую.)
– А где мы будем смешивать краски? (На палитре.) Воспитатель показывает, как смешивать краски на палитре, как легкими, плавными движениями нарисовать несколько стебельков из одной точки.
– А как же мы нарисовать пушистые цветы одуванчика и белый пушистый шарик с парашютиками? Каким способом? (Тычком.)
Давайте вспомним, как правильно держать тычок. Упражнение разминка.
Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк. |
Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. |
Вверх-вниз, вправо-влево Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала «каблучком». А потом по кругу ходит, Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. |
Выполнять движения кистью руки. |
Мы рисуем: раз, раз… Все получится у нас. |
Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычком без краски. |
Дети самостоятельно рисуют одуванчики, заполняя весь лист, воспитатель помогает советом. Показом. По желанию дети дополняют свои рисунки другими деталями. По окончанию все работы раскладываются на ковер.
Вот какая одуванчиковая полянка у нас получилась. Пчелка «летает» над одуванчиками, «радуется», при этом описывает каждый одуванчик, хвалит детей. «Прилетают» еще пчелки, «садятся» на цветы. Ребята, а цветы можно рвать? Почему?
Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
М. Полянская
Пчелка благодарит детей и угощает медом.