Цели:
- формировать представления учащихся об историческом прошлом родного города, закреплять знания о достопримечательностях города Чистополь
- развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативные способности;
- воспитывать любовь к родному городу, к Родине.
- Ребята, как вы понимаете слова «Мира не узнаешь, не зная края своего»?
- нужно ли знать историю и развитие своего города?
- важно ли знать историю предков, откуда ты родом?
- историю замечательных людей?
Да, ребята. Это историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучение их деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу. Это путешествие будет виртуальным, мы окунемся в прошлое и в полной мере представим настоящее нашего города и будущее.
Чистополь - один из старейших городов Татарстана. И нынче ему исполняется 230 лет.
Как же возник наш город?
В мрачные годы крепостничества, не выдержав помещичьего произвола, крестьяне бежали на Урал, на Дон, в Поволжье и Прикамье в поисках вольной жизни. На берегу Камы появился поселок беглых крестьян. Крестьяне вырубили лес, расчистили местность и стали заниматься земледелием, рыбной ловлей и скотоводством. По указу Екатерины Второй поселок был сожжен царскими солдатами, и на его месте осталось лишь чистое поле, а крестьяне были возвращены своим хозяевам. Но недолго пустовали поля. Вскоре другие беглые крестьяне поселяются здесь и называют село «Чистое поле». И этих крестьян власти уже не высылают, но делают их приписными к демидовским заводам на Урале, а селу дают официальное название Архангельское, с прибавкой «Чистое поле тож». Официальное название города не прижилось в народе, жители продолжали называть свой поселок по-прежнему, а затем просто-Чистополье.
Село, выгодно расположенное на берегу камского Затона, привлекло купцов-хлеботорговцев. В 1781 году по указу Екатерины Второй поселок Чистое поле был возведен в ранг города и ему был присвоен герб (слайд 1): клейменный золотой четверик в зеленом поле, в знак того, что «в сем данном городе производится торг всяким хлебом» В верхней части герба - сказочный змей Зилант (герб Казани, присутствует на всех гербах Казанской губернии).Город становится хлебной столицей Закамья и вторым по численности населения и промышленных предприятий городом Казанской губернии. На Каме Чистополь был вторым по значению городом после Перми.
Город постепенно рос и застраивался. Строили из кирпича (в городе действовало 10 кирпичных заводов). Здания возводились по четкому плану: прямоугольные кварталы спускались к Каме стройными рядами. В круговерти XX века Чистополь сохранил свое лицо: городская застройка, в основном второй половины XIX-начала XX в.в., замечательно сохранилась и поныне, что придает Чистополю неповторимый дух старинного купеческого города и выделяет его в череде большинства татарстанских, да и многих российских городов.
Чистополь всегда был многонациональным городом. Здесь в дружбе и понимании жили русские, чуваши, татары, поляки, украинцы, греки, евреи, венгры, белорусы. Так уж повелось со времен Ивана Грозного, что татары селились отдельно от русских, и практически в каждом городе Казанской губернии была так называемая Татарская слобода. В Чистополе она занимала две улицы: Первая Татарская (ныне Вахитова) и Вторая татарская (ныне Тукая).Татарска община Чистополя была третьей по численности в России, уступая только Казани и Оренбургу.
Специализацией и крупных, и мелких татарских купцов была торговля «красным товаром» (тканями, галантереей и т.д.), бакалеей (чаем, сахаром, пряностями, солью). Кроме того, татары-ремесленники занимались обработкой продуктов животноводства, кожевенное дело, салотопка, мыловарение), а купцы торговали этим товаром Как правило купцы не торговали хлебом(это была прерогатива русских купцов),не занимались строительным подрядами. Многие татары промышляли извозом: ездили в дальние губернии за товаром (в Оренбург – на меновый базар, в Верхнеуральск – за рыбой, В Илецкую Защиту - за солью).
Слобода представляла собой самостоятельную общественную структуру, центром которой являлась деревянная мечеть (слайд 2). Это приход был открыт в начале XIX века. В 1854 году мечеть сгорела и вместо нее в 1859 году на средства малмыжского купца Якупова была построена новая, деревянная, которая и сейчас является действующей. С 1846 года, на протяжении почти полувека, духовным главой чистопольских мусульман и муллой Первой соборной мечети(имамом-хатыбом) был Мухаметзакир Абулвагапович Мухаметкамалов. Одновременно он занимался торговлей и числился во второй гильдии Чистопольского купечества. Рядом с мечетью разместились женское мусульманское училище и здание медресе. В этом районе также располагались жилые дома духовенства, торговцев средней руки, зажиточных крестьян. Похожая застройка находилась в районе каменной мечети, строительство которой финансировал Мухаметкамалов, где также располагались духовное училище мусульман и медресе, которое тоже было построено на его средства. Застройка улиц слободы была в основном деревянной, лишь общественно важные здания были каменными. Крупные предприниматели татарской национальности строились на Екатерининской, Архангельской, Дворянской улицах, среди равных себе русских купцов.
Русские же купцы торговали хлебом по всей России и за границей. По сведениям историка Фирсова к концу 19 века в Чистополе продавали 9млн. пудов зерна на сумму 6 млн. рублей. Купцы имели возможность, получая большие доходы от торговли, тратить свои капитал не только на расширение дела, но и занимались благотворительностью. На их деньги строились богадельни, больницы, школы и церкви. Шашин, Логутов, Маланьичев, Макеев, Мясников и др. Но так как купцы наши были в основном старообрядцами, то в городе было всего две церкви. Ощущалась потребность в пышном парадном храме, который был бы и визитной карточкой и украшением города.
Никольский собор (слайд 3).
В 1834 году купцы братья Григорий Андреевич (умер в 1848 г.) и Дмитрий Андреевич Поляковы (умер в 1861 году) (основатели общественного банка) пишут письмо на имя управления Казанской губернии с просьбой разрешить построить им на свои средства храм, в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, которого считали покровителем торговых дел. Им дали положительный ответ и началось строительство храма.
Первоначальный проект собора принадлежал архитектору Петру Пятницкому-автору главного здания КГУ. Позже проект был переделан архитектором Василием Морганом. В 1875-1877 и 1901-1902 собор был обновлен.
Собор трехпрестольный - главный престол был освещен во имя Святителя Николая Чудотворца. Приделы освящены в честь святых покровителей братьев Поляковых: правый во имя Святителя Григория Нисского, левый - во имя Великомученика Дмитрия Солунского. Собор был расписан палехскими мастерами под руководством знаменитого иконописца Ивана Багирова, соборный иконостас был изготовлен в мастерской казанского купца Михаила Тюфилина, а иконы для иконостаса были написаны петербургским иконописцем Василием Пошехоновым. Иконопись сохранилась только на боковых колоннах, остальное было обновлено. Среди богатой церковной утвари особо ценными были серебряное облачение престола несколько пудов весом, выполненное на средства купца Никиты Чукашова, и большой напрестольный крест, пожертвованный протоиреем Александром Григорьевым.
После революции, когда начались повсеместные гонения на священников, собор неоднократно закрывался. Впервые это произошло в 1927г. Вскоре здание оказалось в руках «обновленцев» и в 1932г. Службы возобновились. Через четыре года собор вновь был закрыт, колокола отправлены на переплавку, колокольня взорвана(по другим источникам –разобрана) и передан под складские помещения. Более 70 лет собор служил складом и только в 1990 году, стараниями нынешнего Архимандрита Сильвестра храм заново зажил. В общей сложности возрождение храма длилось двенадцать лет. Ежедневных служб здесь не бывает - это парадный храм. Зато по праздничным дням плывет над городом колокольный «малиновый звон».
Дом купца А.А. Подуруева (слайд 4).
Здание построено в конце 19 века крупнейшим российским промышленником Иваном Григорьевичем Стахеевым и отдано в качестве приданого казанскому купцу А. А. Подуруеву, женившемуся на дочери Стахеева - Марье Ивановне. Этот архитектурный шедевр состоял из жилого дома и флигеля, где располагалась контора приказчика. Подуруев стал правой рукой своего тестя и вел дела совместно с Торговым домом Стахеевых. Семья Подуруевых была бездетной в связи с болезнью Марьи Ивановны, они воспитывали племянника Алексея Арсентьевича Чукашова - Николеньку, рано оставшегося сиротой. Подуруевы в числе других купцов и дворян были расстреляны в конце 1918 года, трупы были сброшены под лед в Каму.
Усадьба купцов Чукашовых (слайд 5).
Чукашовы-одна из старейших и влиятельнейших чистопольских купеческих семей, произошедшая из крестьян. Кто-то из первых Чукашовых служил приказчиком у богатого торговца, накопив деньги, открыл собственную лавку. Чукашовы занимались хлебной торговлей, имел красивейший дом в Казани (сейчас Дом архитектора),многочисленные хлебные амбары в Чистополе и других городах, владели крупорушкой и несколькими ветряными и водяными мельницами, вели оптовую торговлю в Петербурге.
Дом мещанина Мельникова (слайд 6).
Усадебный комплекс мещанина Мельникова М.Л. включает в себя жилой дом, флигель и хозяйственные постройки. Флигель, где с 1872 года разместилось пряничное заведение П.Т. Мельниковой, сооружен во второй половине 19 века, жилой дом на территории усадьбы выстроен позже. На первом этаже находились кондитерский и бакалейный магазины, на втором - жилые помещения. В пряничном цехе работало 5 человек. Известно, что не только городские баловали себя сладостями, но и крестьяне, приезжая в город, в больших количествах покупали пряники для подарков. После революции в этом здании размещались в основном властные структуры. Сегодня здесь разместилась детская городская библиотека, редакция телевидения «Чистополь». Дом Мельникова входит в реестр «100 лучших архитектурных памятников Татарстана», является собственностью государства и продаже не подлежит.
Духовное училище (слайд 7).
По ходатайству казанского архиепископа Филарета в 1829 году здесь открылось Чистопольское духовное училище, где обучались сыновья духовных лиц близлежащих уездов. В 1891 году старое здание разобрали, началось строительство нового, которое закончилось в 1895 году, и оно сохранилось до сегодняшнего дня. Деньги на строительство училища выделили братья Чукашевы в размере 10.000 рублей. В годы Советской власти здесь находились: педрабфак, цеха часового завод, факультет «Восток».
Здание городского общественного управления (слайд 8).
В этом здании в 1883 году размещались: городское общественное управление, мещанская управа, общественная библиотека, сиротский суд, общественный банк и приходское училище.
Двухэтажное на цокольном этаже здание внешне сохранилось почти без изменений, так же, как и в дореволюционные времена, вход в дом украшен широким кованым чугунным навесом на витых столбах. Прямо на крыше располагалась многофункциональная каланча, которая служила смотровой башней во избежание стихийных бедствий и для обнаружения случаев возгорания строений.
После революции в этом здании размещались часто сменявшие друг друга административные подразделения. В годы Великой Отечественной войны здесь был интернат, а после войны - детский дом, затем школа
Дом Челышевых (слайд 9).
Особняк купца I гильдии Челышева Ваасилия Львовича. Выстроен в середине XIX века. В части дома расположилась Чистопольское отделение русского банка внешней торговли. Коммерции советник, купец I гильдии, почетный член Санкт-Петербургского хозяйственного комитета, член попечительского совета сирот г. Казани, почетный гражданин Чистополя. На его средства было построено женская прогимназия (2 здания), каменный корпус лавок, кирпичный корпус земской больницы. На его средства был построен водопровод. Жена Елена Васильевна пожертвовала 100 тысяч рублей на строительство нового водопровода, которым пользуемся до сих пор. В 1900 году Челышев пожертвовал здание по ул. Большой Екатерининской, в котором расположилась земская управа. На его средства построен комплекс зданий старообрядческой (Поморской) богадельни и молельни.
Дом Мешкичева, Мясникова Е.Д. конец XIX начало XX в.в(слайд 10)
Мешкичев как – то побывал в С-Петербурге и буквально влюбился в этот город. И решил, что приехав в Чистополь он построит себе дом, похожий на один из домов Санкт-Петербурга. Усадебный комплекс состоит из деревянного полутороэтажного дома с фасадами стилизованными в духе дворянских неоклассических усадебных построек.
В настоящее время здесь находится Дворец бракосочетания.
Ребята, мы с вами познакомились и посмотрели только часть наших домов и архитектурных памятников, узнали историю возникновения Чистополя. Эту экскурсию в «прошлое» мы еще с вами продолжим. А сейчас я хочу узнать насколько внимательно вы меня слушали и приготовила я вам вопросы (слайд 11):
- Почему поселение называли Чистое поле?
- В каком году Чистополь был возведен в ранг города?
- Что изображено на гербе Чистополя?
- Как и где селились татары в городах казанской губернии?
- Что было специализацией татарских купцов?
- Кто был духовным главой чистопольских мусульман?
- Чем занимались русские купцы?
- На какие средства был построен Никольский собор?
- Сколько престолов имеет собор?
- А сейчас еще раз посмотрим архитектурные здания и несколько слов о них (слайды с 1-10)
- Ребята, Чистополь сегодня-центр Чистопольского муниципального района. Население города составляет 61,5 тыс. человек, района-82,3 тысяч. В Чистопольском районе проживают 59,6% татар, 34% русских, чуваш -4,9%, представителей других национальностей -1%, причем в городе преобладает русское население, а в районе – татарское.
Наш тихий городок никогда не был слишком на виду, счастливо избежал он гигантских строек. Но время не стоит на месте: строятся новые здания, школы, магазины, фабрики, заводы, разбиваются скверы, парки… Облики городов меняются…И наш небольшой городок тоже не исключение…
-Ребята, на дом было задание написать небольшое сочинение о будущем нашего грода, как его представляете в будущем (зачитываются сочинения)
И я хочу сейчас предоставить вашему вниманию видеоролик «Чистополь 2020». Я надеюсь, что Чистополь в будущем вам понравиться и ваши представления о городе совпадут с роликом.
«Нас качает в колыбели Кама, матушка-река,
Чистопольские согрели нас крутые берега,
А над Камою-рекою, будто ореол святой,
Смотрит в небо голубое купол храма золотой.
Мягкой зеленью окутан, теплым солнцем обогрет,
Ты историю листаешь 230 долгих лет.
Зеленее нет и краше, нет милее и родней,
Чистополь, ты - пристань наша и родник больших идей.
Город наш раскрыл объятья – в нем царит покой и мир.
Все народы здесь как братья – и батыр и богатырь.
Ты расти, любимый город, молодей и процветай!
Навсегда мне будет дорог Чистопольский дивный край!»