Интегрированное логопедическое занятие по теме "Слова – предметы. Истоки и радуга"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Продолжительность урока: 40 минут. Класс: 1-й, группа с ОНР – 3 ур. – 6 учащихся.

Занятие продолжает систему коррекционной работы над правильным звукопроизношением, восполнением пробелов в области развития лексико-грамматических средств языка, имеет связь с учебным пособием “Азбука Истоков” с целью введения детей в мир родного языка, развития языкового чувства. Речевой материал и активные формы обучения способствуют расширению кругозора и словарного запаса детей развитию образного и логического мышления, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества. Занятие включает в себя повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков. На занятии применяются групповая и индивидуальная форма работы, ресурсный круг, работа в парах.

Для эффективности и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению на занятиях использованы мультимедийные средства, делающие коррекционный процесс более разнообразным и выразительным, вызывающий интерес и повышающий мотивацию, познавательную активность детей, привлекает внимание.

Конспект занятия

Цели

Образовательные:

  • закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов;
  • формирование умения ставить вопросы к словам – предметам;
  • формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • закреплять навыки различения и правильного произношения звуков Р – Р’ в словах, предложениях и связной речи;
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • формировать звуковой и звукобуквенный анализ слов;
  • совершенствовать лексико-грамматические средства языка;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

  • наполнение социокультурных категорий истоки, радуга;
  • развитие способности присоединения;
  • учить понимать и принимать учебную задачу;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Оборудование:

Профили артикуляции звуков Р – Р’, карточки “Артикуляционная гимнастика”, сигналы – символы “Звуковички”, предметные картинки, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, компьютер.

Ход занятия

1. Организационный момент. Присоединение. Введение в тему.

– Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада снова видеть вас. Давайте подарим, друг другу улыбку, согреем теплом своего сердечка и вместе отправимся в путь на нашем сказочном кораблике и полюбуемся красотой окружающего нас мира и повторим звуки, а какие вы скажете позже. Узнаем много новых слов, и что они значат для нас.

(Слайд № 3 “Сказочный кораблик”).

Артикуляционная разминка. (Слайд № 4).

В небе солнышко сияло,
Море безмятежно спало.

(Длительно удерживать широкий неподвижный язык на нижней губе).

Но поднялся ветер вдруг,
И все ожило вокруг!

(Производить резкие, ритмичные выдохи).

Волны в берег биться стали,
Расплескались, заиграли.

(Быстро шлепать по верхней губе широким кончиком языка вперед– назад).

Ввысь вздымается волна,
Вся дрожит, рычит она.

(Слегка прижать широкий кончик языка к верхней губе и резко подуть, вызывая вибрацию).

Может, это Водяной
Крутит палкой под волной?

(Быстро водить зондом под кончиком языка из стороны в сторону, произнося при этом: ЖЖЖЖЖЖ).

Может, Черномор на дне
Так готовится к войне?

(Имитировать звучание автоматной очереди: ТРРРРР…).

Может быть, Конек морской
Вскачь пустился под водой?

(Поцокать языком).
Стой, Конек, остановись!
Шторм на море, прекратись!

(Имитировать звукосочетание: ТПРРРРР…).

Плавал по морю Словарь без разрешения,
Потерпел Словарик Словарекрушение!
Плещутся слова везде,
Словно стая рыб в воде.

(Слайд № 21 . На слайде картинки: сарафан, ромашка, самовар, речка, стрекоза, матрешка).

– Какой одинаковый звук слышим в названии картинок вверху?

– Какой одинаковый звук слышим в названии картинок внизу?

(Дети озвучивают картинки и выделяют звуки [Р и Р’], дают характеристику).

(Слайд № 8, № 6 . На слайде артикуляционные схемы звуков [ Р, Р’ ]).

– Какой звук? Гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

Звук [ Р ] – согласный, твердый, звонкий. Звук [ Р’] – согласный, мягкий, звонкий.

(Слайд № 7. “Звуковички”).

Вывод: так, какие звуки мы будем повторять на занятии?

Звуки [ Р ] и [ Р’ ]. Будем правильно и четко произносить их в слогах, словах, предложениях.

(Слайд № 9. На слайде картинка рыбака. Написаны слова:

Ты – веселый рыбачок,
Их поймаешь на крючок).

(На столах у детей предметные картинки). – Поможем рыбачку поймать картинки, в названии которых есть звуки [ Р ] или [ Р’ ] и что мы можно взять с собой в дорогу.

(Дети отбирают картинки и прикрепляют их под “Звуковичками” на доске).

В дорогу с собой мы можем взять сарафан, рубашку, ручку, гитару, трубу, крючки, якорь, огурец, редиску, репу, редьку и др.

– Итак, ребята, отправляемся в путь вместе со “звуковичками”.

– Представьте себе, что вы стоите на открытой палубе нашего волшебного корабля. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Что мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на палубе нашего волшебного корабля?

2. Ресурсный круг.

* Первый круг. Говорят дети (стоя в кругу, слово передается взглядом, прикосновением): “Я вижу … море, волны, небо, чайки, пароход, парусник” и т.д.

* Второй круг. Ответы детей дополняются. – А сейчас давайте соединим образы со звуками. Прислушаемся (по очереди дети называют звуки). “Я слышу, как шумит море, набегает на берег волна. Крики чаек” и т.д.

* Третий круг. Дети говорят о своих ощущениях, связывают их с образами и звуками. “Я чувствую … легкий ветерок, ласковые лучи солнца, свежий морской воздух” и т.д. (Ответы дополняются) – Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Потянитесь высоко – высоко, к солнцу!

– Но вдруг набежала тучка. Пошел дождик. Спрятались в укрытие. Смотрим, прислушиваемся, и начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И наши цветные карандаши, правда? Слышите, говорит красный: Я – роза. Я – костер. Я – рябина! Вслед за ним откликается оранжевый: Я – морковь. Я – апельсин. Я – мандарин! Желтый тоже не молчит: Я – утенок. Я – пшеница. Я – солнце! И зеленый шелестит: Я – трава. Я – сады. Я – леса! И голубой не отстает: Я – река. Я – море. Я – небо! И синий вторит: Я – чернила. Я – ночь. Я – океан! И фиолетовый шепчет: Я – слива. Я – сирень. Я – астра! (Дети кладут перед собой картинки, четко проговаривая звуки).

– Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают цветные карандаши. Глядите! – восклицает красный. Радуга – это я! И я! – добавляет оранжевый. И я! – улыбается желтый. И я! – ликует зеленый. И я! – не отстает голубой. И я! – веселится синий. И я! – смеется фиолетовый.

И все рады. В радуге над горизонтом – и розы, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и океан, и сирень. В ней – все!

Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным. Пусть же все вокруг нас будет Удивительно прекрасным!

(Слайд № 11. На слайде картинка “Радуга” ).

3. Работа с “Азбукой Истоков” (страница 24 – 25, Истоки и Радуга).

– Давайте подумаем, ребята, а где же начало этого разноцветного мира, его истоки?

* Чтение текста на стр. 24 (читает логопед). Перед чтением детям дается установка: – Сейчас я прочитаю текст, вы внимательно его прослушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [ Р и Р’].

Вопрос после чтения: – В чем живительная сила истоков? (Слайд № 12). (В любви к Родине, к родной земле, к родителям, родному очагу, к родному слову). – Назовите слова со звуками [Р и Р’]. Кто больше запомнил слов? – Река, родник, корни, дерево, народ, родной, родители, мир, яркий, образ, время, радуга. – Назовите родственные слова. (Родник, народ, родители, родной). – К каким словам можно задать вопрос кто? А к каким – что?

  • Физминутка.

Игра с мячом “Один – много”

Река – реки, родник – …, дерево – …, народ – …, корень – …, образ – …, радуга – …, время – …, мир – … .

  • Игра “Четвертый лишний”. (Слайд № 16).

Какая картинка лишняя? Почему?

  • Уточнение значений слов и словосочетаний

(Слайд №13). Начало реки – родник. Начало дерева – его корни. Начало человека – его Истоки. Яркий образ Истоков – Радуга.

(Слайд № 14) Словарь Истоков: Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние Истоков.

– Благодаря истокам в мире пробуждаются добрые чувства к ближним, открываются святыни родной земли. – Что такое святыни? Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Человек начинает понимать, насколько велика сила Истоков. Самым ярким образом Истоков является радуга. Ее можно увидеть в любое время года. И в каждое время она прекрасна. Это светлое и яркое чудо.

  • Работа по карточкам:

(Слайд № 15).

Наши “Звуковички” предлагают нам игру “Светофор”.

– А сейчас ребята возьмите карточки “Словарь Истоков”, прочитайте слова и словосочетания, найдите в словах букву Р, карандашами отметьте позицию звуков [Р и Р’] – О О О

Игра “Слова – однофамильцы”. (Слайд № 17). Шарик может надуваться (руки широко сомкнуть перед собой), Может лаять и кусаться (смыкать пальцы рук с большим пальцем), Может в теннис он играть (имитировать игру в теннис), Может елку украшать (имитировать украшение елки). Ручка – дверная, пишущая, кукольная. Труба – подзорная, печная, музыкальный инструмент (картинки на доске).

– Игра “Подбери!”. К данным словам подбери звуковые схемы. Соедини слова и схемы стрелкой.

– Игра “Какие буквы съел Буквоед?” (Работа по карточкам)

(Слайд № 20).

4. Работа в парах.

– Оживите (раскрасьте) радугу. (На карточках рисунок радуги). Подготовить ответ на вопрос: Что дарит людям радуга? После выполненного задания дети отвечают на поставленный вопрос. – Мы посоветовались и решили … (Радуга дарит радость и красоту, свет, тепло и т.д.).

5. Чтение слов с буквой Р. (Слайд № 19, 18 “Азбука Истоков” – стр. 23).

6. Итог занятия, рефлексия:

– Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев так воспел прекрасную радугу: Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!

– Что соединяет МОСТ – РАДУГА – ДУГА?

Вывод: Радуга! Семицветная арочка, соединяющая Небо, Землю и Человека.

Радуга – это сияние Истоков!

– Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какую задачу мы ставили в начале занятия. Удалось ли ее решить? Понравилось ли вам работать вместе со “Звуковичками”? Что нового вы узнали? О чем вы сможете рассказать дома своим близким и родным? Понравилось вам занятие? Чем понравилось?

Дома поиграйте с буквой Р в прятки. А на другой карточке узнайте, кто с кем дружит.

Приложение