Продолжительность урока: 40 минут. Класс: 1-й, группа с ОНР – 3 ур. – 6 учащихся.
Занятие продолжает систему коррекционной работы над правильным звукопроизношением, восполнением пробелов в области развития лексико-грамматических средств языка, имеет связь с учебным пособием “Азбука Истоков” с целью введения детей в мир родного языка, развития языкового чувства. Речевой материал и активные формы обучения способствуют расширению кругозора и словарного запаса детей развитию образного и логического мышления, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества. Занятие включает в себя повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков. На занятии применяются групповая и индивидуальная форма работы, ресурсный круг, работа в парах.
Для эффективности и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению на занятиях использованы мультимедийные средства, делающие коррекционный процесс более разнообразным и выразительным, вызывающий интерес и повышающий мотивацию, познавательную активность детей, привлекает внимание.
Конспект занятия
Цели
Образовательные:
- закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов;
- формирование умения ставить вопросы к словам – предметам;
- формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- закреплять навыки различения и правильного произношения звуков Р – Р’ в словах, предложениях и связной речи;
- способствовать развитию фонематического слуха;
- формировать звуковой и звукобуквенный анализ слов;
- совершенствовать лексико-грамматические средства языка;
- развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
- наполнение социокультурных категорий истоки, радуга;
- развитие способности присоединения;
- учить понимать и принимать учебную задачу;
- формировать навык самоконтроля и самооценки;
- воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
Оборудование:
Профили артикуляции звуков Р – Р’, карточки “Артикуляционная гимнастика”, сигналы – символы “Звуковички”, предметные картинки, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, компьютер.
Ход занятия
1. Организационный момент. Присоединение. Введение в тему.
– Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада снова видеть вас. Давайте подарим, друг другу улыбку, согреем теплом своего сердечка и вместе отправимся в путь на нашем сказочном кораблике и полюбуемся красотой окружающего нас мира и повторим звуки, а какие вы скажете позже. Узнаем много новых слов, и что они значат для нас.
(Слайд № 3 “Сказочный кораблик”).
Артикуляционная разминка. (Слайд № 4).
В небе солнышко сияло,
Море безмятежно спало.
(Длительно удерживать широкий неподвижный язык на нижней губе).
Но поднялся ветер вдруг,
И все ожило вокруг!
(Производить резкие, ритмичные выдохи).
Волны в берег биться стали,
Расплескались, заиграли.
(Быстро шлепать по верхней губе широким кончиком языка вперед– назад).
Ввысь вздымается волна,
Вся дрожит, рычит она.
(Слегка прижать широкий кончик языка к верхней губе и резко подуть, вызывая вибрацию).
Может, это Водяной
Крутит палкой под волной?
(Быстро водить зондом под кончиком языка из стороны в сторону, произнося при этом: ЖЖЖЖЖЖ).
Может, Черномор на дне
Так готовится к войне?
(Имитировать звучание автоматной очереди: ТРРРРР…).
Может быть, Конек морской
Вскачь пустился под водой?
(Поцокать языком).
Стой, Конек, остановись!
Шторм на море, прекратись!
(Имитировать звукосочетание: ТПРРРРР…).
Плавал по морю Словарь без разрешения,
Потерпел Словарик Словарекрушение!
Плещутся слова везде,
Словно стая рыб в воде.
(Слайд № 21 . На слайде картинки: сарафан, ромашка, самовар, речка, стрекоза, матрешка).
– Какой одинаковый звук слышим в названии картинок вверху?
– Какой одинаковый звук слышим в названии картинок внизу?
(Дети озвучивают картинки и выделяют звуки [Р и Р’], дают характеристику).
(Слайд № 8, № 6 . На слайде артикуляционные схемы звуков [ Р, Р’ ]).
– Какой звук? Гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
Звук [ Р ] – согласный, твердый, звонкий. Звук [ Р’] – согласный, мягкий, звонкий.
(Слайд № 7. “Звуковички”).
Вывод: так, какие звуки мы будем повторять на занятии?
– Звуки [ Р ] и [ Р’ ]. Будем правильно и четко произносить их в слогах, словах, предложениях.
(Слайд № 9. На слайде картинка рыбака. Написаны слова:
Ты – веселый рыбачок,
Их поймаешь на крючок).
(На столах у детей предметные картинки). – Поможем рыбачку поймать картинки, в названии которых есть звуки [ Р ] или [ Р’ ] и что мы можно взять с собой в дорогу.
(Дети отбирают картинки и прикрепляют их под “Звуковичками” на доске).
– В дорогу с собой мы можем взять сарафан, рубашку, ручку, гитару, трубу, крючки, якорь, огурец, редиску, репу, редьку и др.
– Итак, ребята, отправляемся в путь вместе со “звуковичками”.
– Представьте себе, что вы стоите на открытой палубе нашего волшебного корабля. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Что мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на палубе нашего волшебного корабля?
2. Ресурсный круг.
* Первый круг. Говорят дети (стоя в кругу, слово передается взглядом, прикосновением): “Я вижу … море, волны, небо, чайки, пароход, парусник” и т.д.
* Второй круг. Ответы детей дополняются. – А сейчас давайте соединим образы со звуками. Прислушаемся (по очереди дети называют звуки). “Я слышу, как шумит море, набегает на берег волна. Крики чаек” и т.д.
* Третий круг. Дети говорят о своих ощущениях, связывают их с образами и звуками. “Я чувствую … легкий ветерок, ласковые лучи солнца, свежий морской воздух” и т.д. (Ответы дополняются) – Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Потянитесь высоко – высоко, к солнцу!
– Но вдруг набежала тучка. Пошел дождик. Спрятались в укрытие. Смотрим, прислушиваемся, и начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И наши цветные карандаши, правда? Слышите, говорит красный: Я – роза. Я – костер. Я – рябина! Вслед за ним откликается оранжевый: Я – морковь. Я – апельсин. Я – мандарин! Желтый тоже не молчит: Я – утенок. Я – пшеница. Я – солнце! И зеленый шелестит: Я – трава. Я – сады. Я – леса! И голубой не отстает: Я – река. Я – море. Я – небо! И синий вторит: Я – чернила. Я – ночь. Я – океан! И фиолетовый шепчет: Я – слива. Я – сирень. Я – астра! (Дети кладут перед собой картинки, четко проговаривая звуки).
– Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают цветные карандаши. Глядите! – восклицает красный. Радуга – это я! И я! – добавляет оранжевый. И я! – улыбается желтый. И я! – ликует зеленый. И я! – не отстает голубой. И я! – веселится синий. И я! – смеется фиолетовый.
И все рады. В радуге над горизонтом – и розы, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и океан, и сирень. В ней – все!
Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным. Пусть же все вокруг нас будет Удивительно прекрасным!
(Слайд № 11. На слайде картинка “Радуга” ).
3. Работа с “Азбукой Истоков” (страница 24 – 25, Истоки и Радуга).
– Давайте подумаем, ребята, а где же начало этого разноцветного мира, его истоки?
* Чтение текста на стр. 24 (читает логопед). Перед чтением детям дается установка: – Сейчас я прочитаю текст, вы внимательно его прослушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [ Р и Р’].
Вопрос после чтения: – В чем живительная сила истоков? (Слайд № 12). (В любви к Родине, к родной земле, к родителям, родному очагу, к родному слову). – Назовите слова со звуками [Р и Р’]. Кто больше запомнил слов? – Река, родник, корни, дерево, народ, родной, родители, мир, яркий, образ, время, радуга. – Назовите родственные слова. (Родник, народ, родители, родной). – К каким словам можно задать вопрос кто? А к каким – что?
- Физминутка.
Игра с мячом “Один – много”
Река – реки, родник – …, дерево – …, народ – …, корень – …, образ – …, радуга – …, время – …, мир – … .
- Игра “Четвертый лишний”. (Слайд № 16).
Какая картинка лишняя? Почему?
- Уточнение значений слов и словосочетаний
(Слайд №13). Начало реки – родник. Начало дерева – его корни. Начало человека – его Истоки. Яркий образ Истоков – Радуга.
(Слайд № 14) Словарь Истоков: Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние Истоков.
– Благодаря истокам в мире пробуждаются добрые
чувства к ближним, открываются святыни родной
земли. – Что такое святыни? Святыня – то,
что является особенно дорогим, любовно хранимым
и чтимым. Человек начинает понимать, насколько
велика сила Истоков. Самым ярким образом
Истоков является радуга. Ее можно увидеть в
любое время года. И в каждое время она прекрасна.
Это светлое и яркое чудо.
(Слайд № 15).
Наши “Звуковички” предлагают нам игру “Светофор”.
– А сейчас ребята возьмите карточки “Словарь Истоков”, прочитайте слова и словосочетания, найдите в словах букву Р, карандашами отметьте позицию звуков [Р и Р’] – О О О
Игра “Слова – однофамильцы”. (Слайд № 17). Шарик может надуваться (руки широко сомкнуть перед собой), Может лаять и кусаться (смыкать пальцы рук с большим пальцем), Может в теннис он играть (имитировать игру в теннис), Может елку украшать (имитировать украшение елки). Ручка – дверная, пишущая, кукольная. Труба – подзорная, печная, музыкальный инструмент (картинки на доске).
– Игра “Подбери!”. К данным словам подбери звуковые схемы. Соедини слова и схемы стрелкой.
– Игра “Какие буквы съел Буквоед?” (Работа по карточкам)
(Слайд № 20).
4. Работа в парах.
– Оживите (раскрасьте) радугу. (На карточках рисунок радуги). Подготовить ответ на вопрос: Что дарит людям радуга? После выполненного задания дети отвечают на поставленный вопрос. – Мы посоветовались и решили … (Радуга дарит радость и красоту, свет, тепло и т.д.).
5. Чтение слов с буквой Р. (Слайд № 19, 18 “Азбука Истоков” – стр. 23).
6. Итог занятия, рефлексия:
– Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев так воспел прекрасную радугу: Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!
– Что соединяет МОСТ – РАДУГА – ДУГА?
Вывод: Радуга! Семицветная арочка, соединяющая Небо, Землю и Человека.
Радуга – это сияние Истоков!
– Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какую задачу мы ставили в начале занятия. Удалось ли ее решить? Понравилось ли вам работать вместе со “Звуковичками”? Что нового вы узнали? О чем вы сможете рассказать дома своим близким и родным? Понравилось вам занятие? Чем понравилось?
Дома поиграйте с буквой Р в прятки. А на другой карточке узнайте, кто с кем дружит.