Цели: развивать и укреплять интерес к математике, расширять математическую эрудицию, сообразительность, любознательность, развитие внимания, логическое мышление;
Воспитывать активность, самостоятельность, уверенность в общении, стремление к преодолению трудностей, коллективизм.
Место проведения: актовый зал.
Оформление зала. Математические газеты, высказывания выдающихся математиков о математике. В зале (около сцены) журнальный столик – место для ведущих, экран, мультимедийный проектор, ноутбук. В центре зала 3 стола (места для команд) и 3 магнитных доски, стол (около болельщиков) – места для жюри.
“Запомни то, что Гаусс всем сказал.
“Наука математика - царица всех наук”
Не зря, поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
Подготовительный этап.
- Учащиеся 9-ых и 5-ых классов формируют 3 смешанные команды (8 человек – 5 класс, 6 человек – 9 класс).
- Выбирают капитана команды.
- Придумывают название команды и девиз.
Домашнее задание.
- Подобрать пословицы, в которых используется числительное.
- Учащиеся 9 класса должны познакомить учащихся 5 класса с великими математиками.
Ведущий:
Ребята! Математика пришла к людям из глубины веков и продолжает служить нам и привлекать нас своими знаниями и тайнами. Овладение математикой зависит от любознательности, упорства и трудолюбия. Г.Галилео сказал: “Без упорного умственного труда никто не может далеко продвинуться в математике. Но каждый, кому знакома радость познания, кто увидел красоту математики, не будет жалеть затраченных усилий”
Сегодня нам предстоит проверить, насколько математика любима вами и как вы готовы к математическому бою. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри.
(Ведущий представляет членов жюри). В нашем конкурсе принимают участие 3 команды. Капитанов команд мы приглашаем на сцену для представления своих команд.
1 конкурс “Математическая викторина” Слайды 5-13
Ведущий. В этом конкурсе предстоит продемонстрировать логическое мышление, сноровку, быстроту реакции. Конкурс заключается в следующем. Читается вопрос, право ответа предоставляется той команде, которая быстрее подаст сигнал свистком, о готовности к ответу.
1. Что дороже: килограмм однокопеечных монет или килограмм двухкопеечных? (Ответ: стоят одинаково)
2. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (Ответ: завтракали только три человека: дед, его сын и внук)
3. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине. (Ответ: это легко сделать, если одно лицо возьмет свое яблоко вместе с корзиной.)
4. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село. (Ответ: одна машина – такси).
5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (Ответ: толщина всех листов книги 2 см)
6. Ученику была предложена задача: “10 цыплятам на 10 дней нужно 10 кг корма. Сколько корма нужно 100 цыплятам на 100 дней?” Он дал ответ “100 кг”. Почему ответ неверен? (Ответ: за 100 дней цыплята подрастут, и им потребуется больше корма)
7. Перед вами 6 стаканов. Первые три из них – с водой. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан. (Ответ: взять второй стакан и вылить в предпоследний (пустой) стакан. Второй стакан поставить на место)
2 конкурс. Слайд 14-16
Ведущий.
Вот задача не для робких.
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим, к финишу придешь!
Каждой команде выдается одинаковое задание. Используя скобки, знаки деления, вычитания, сложения и умножения нужно составить верное равенство. Время работы 5 минут, а за каждый верный ответ -1 балл.
Задание | Ответ |
5 5 5 5 =3 | (5+5+5):5=3 |
5 5 5 5 =4 | (5·5-5):5=4 |
5 5 5 5 =5 | (5-5)·5+5=5 |
5 5 5 5 =6 | (5·5+5):5=6 |
5 5 5 5 =7 | (5+5):5+5=7 |
5 5 5 5 =26 | 5·5+5:5=26 |
5 5 5 5 =30 | (5:5+5)· 5=30 |
5 5 5 5 =50 | 5·5+5·5=50 |
5 5 5 5 =55 | (5+5) 5+5=55 |
5 5 5 5 =120 | 5·5·5-5=120 |
5 5 5 5 =130 | 5·5·5+5=130 |
5 5 5 5 =625 | 5·5·5·5=625 |
Задание для болельщиков. Слайд 17-26
Пока команды выполняют задание 2 конкурса, болельщикам предлагаются математические задачи.
- В ящике 70 груш двух сортов. Сколько надо взять груш не глядя, чтобы среди них оказалось две груши одного сорта. (Ответ: три)
- Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут будет распилено все бревно? (Ответ: 4 минуты)
- В три окна выглянули 30 бабушек. В первое окно выглянули семь бабушек, во второе окно в два раза больше. Сколько бабушек выглянули в третье окно? (Ответ: 9 бабушек)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (Ответ: 4 минуты)
- Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (Ответ: 2 часа)
- Какое число делится на все числа без остатка? (Ответ: нуль)
- Первый оборот вокруг Земли спутник совершает за 1 ч 40 мин, а второй - за 100 мин. Почему так происходит? (Ответ: 1 ч 40 мин =1 00 мин)
- Расшифруйте ребусы.
(Ответ: пистолет, шест, уголь)
3 конкурс. Эстафета “Устный счет”
Команды выстраиваются в колонну по одному, впереди учащиеся пятых классов. Учащиеся по очереди друг за другом устно решают предложенные примеры и записывают только ответы. Оценивается скорость, количество, правильность.
Примеры | Ответы |
1+3+5+7+9 | 25 |
63:9 | 7 |
5·12 | 60 |
23+47+11+29 | 110 |
101·8 | 808 |
2·90+8·90 | 900 |
999:9 | 111 |
11·36 | 396 |
1224:12 | 102 |
(612+336)-236 | 712 |
35·35 | 1225 |
99-97+95-93+91-89 | 6 |
1000000-(1000000-(1000000-(1000000-(1000000-999999)))) | 1 |
4 конкурс. Танграм. Слайд 27-30
Ведущий.
“Танграм” древняя китайская головоломка, возникшая 4 тыс. лет назад. В Китае ее называют “чи тао ту”, т.е. умственная головоломка из семи частей
Юные математики! Ваша задача составить из семи частей квадрата фигуры.
5 конкурс. Слайд 31-32
На магнитные доски около каждой команды вывешивается квадрат.
Ведущий. Ребята! Перед вами плакат с квадратом, который разделен на 9 клеток. В двух из них поставлены красная и синяя точки. Расположите в каждой из пустых клеток квадрата по одной из точек либо красного, либо синего, либо зеленого цвета, но так, чтобы в каждом столбце и каждой строчке были точки разного цвета.
Ответ.
6 конкурс. Конкурс знатоков. Слайд 21-49
В конкурсе принимают участие по 4 представителя от каждой команды (2 ученика 5 класса и 2 ученика 9 класса). Конкурс состоит из двух частей.
Первая часть.
Знатоки поговорок и пословиц (по 2 человека)
Ребятам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа.
Вторая часть.
Знание великих математиков (по 2 человека) Участники конкурса имеют право 2 раза обращаться за помощью своей команды.
I. Расшифруйте ребусы, в которых зашифрованы фамилии великих математиков.
1. Ломоносов
2. Лобачевский
3. Фалес
4. Виет
5. Лейбниц
II. Кому принадлежат эти высказывания
- “Математика царица наук. Арифметика царица математики”? (К.Гаусс)
- “Нельзя быть математиком, не будучи то же время и поэтом в душе”? (С.Ковалевская)
III. Все эти люди математики. Верно ли?
- Веерштрасс
- Пифагор
- И.А.Крылов (Ответ: нет, И.А.Крылов - писатель)
IV. Перечислите фамилии математиков. В какой последовательности жили эти математики?
- Исаак Ньютон
- Архимед
- Леонард Эйлер
Ответ: Архимед (287-212 гг. до н.э), Исаак Ньютон (1643-1727 гг.), Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)
V. Перед вами портрет известного математика. Он жил в Александрии и расцвет его деятельности приходится на время царствования в Египте Птолемея I Сотера. Известно также, что математик был моложе учеников Платона (427—347 до н. э.), но старше Архимеда (ок. 287—212 до н.э.). С его именем связывают становление александрийской математики (геометрической алгебры) как науки. Автор книги “Начало”. О ком идет речь?
Подведение итогов, награждение победителей.