Сценарий математического соревнования "Считай, смекай, отгадывай!"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели: развивать и укреплять интерес к математике, расширять математическую эрудицию, сообразительность, любознательность, развитие внимания, логическое мышление;

Воспитывать активность, самостоятельность, уверенность в общении, стремление к преодолению трудностей, коллективизм.

Место проведения: актовый зал.

Оформление зала. Математические газеты, высказывания выдающихся математиков о математике. В зале (около сцены) журнальный столик – место для ведущих, экран, мультимедийный проектор, ноутбук. В центре зала 3 стола (места для команд) и 3 магнитных доски, стол (около болельщиков) – места для жюри.

“Запомни то, что Гаусс всем сказал.
“Наука математика - царица всех наук”
Не зря, поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.

Подготовительный этап.

  1. Учащиеся 9-ых и 5-ых классов формируют 3 смешанные команды (8 человек – 5 класс, 6 человек – 9 класс).
  2. Выбирают капитана команды.
  3. Придумывают название команды и девиз.

Домашнее задание.

  1. Подобрать пословицы, в которых используется числительное.
  2. Учащиеся 9 класса должны познакомить учащихся 5 класса с великими математиками.

Ведущий:

Ребята! Математика пришла к людям из глубины веков и продолжает служить нам и привлекать нас своими знаниями и тайнами. Овладение математикой зависит от любознательности, упорства и трудолюбия. Г.Галилео сказал: “Без упорного умственного труда никто не может далеко продвинуться в математике. Но каждый, кому знакома радость познания, кто увидел красоту математики, не будет жалеть затраченных усилий”

Сегодня нам предстоит проверить, насколько математика любима вами и как вы готовы к математическому бою. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри.

(Ведущий представляет членов жюри). В нашем конкурсе принимают участие 3 команды. Капитанов команд мы приглашаем на сцену для представления своих команд.

1 конкурс “Математическая викторина” Слайды 5-13

Ведущий. В этом конкурсе предстоит продемонстрировать логическое мышление, сноровку, быстроту реакции. Конкурс заключается в следующем. Читается вопрос, право ответа предоставляется той команде, которая быстрее подаст сигнал свистком, о готовности к ответу.

1. Что дороже: килограмм однокопеечных монет или килограмм двухкопеечных? (Ответ: стоят одинаково)

2. Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случиться? (Ответ: завтракали только три человека: дед, его сын и внук)

3. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине. (Ответ: это легко сделать, если одно лицо возьмет свое яблоко вместе с корзиной.)

4. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село. (Ответ: одна машина – такси).

5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (Ответ: толщина всех листов книги 2 см)

6. Ученику была предложена задача: “10 цыплятам на 10 дней нужно 10 кг корма. Сколько корма нужно 100 цыплятам на 100 дней?” Он дал ответ “100 кг”. Почему ответ неверен? (Ответ: за 100 дней цыплята подрастут, и им потребуется больше корма)

7. Перед вами 6 стаканов. Первые три из них – с водой. Как сделать, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались? Разрешается брать только один стакан. (Ответ: взять второй стакан и вылить в предпоследний (пустой) стакан. Второй стакан поставить на место)

2 конкурс. Слайд 14-16

Ведущий.

Вот задача не для робких.
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим, к финишу придешь!

Каждой команде выдается одинаковое задание. Используя скобки, знаки деления, вычитания, сложения и умножения нужно составить верное равенство. Время работы 5 минут, а за каждый верный ответ -1 балл.

Задание Ответ
5 5 5 5 =3 (5+5+5):5=3
5 5 5 5 =4 (5·5-5):5=4
5 5 5 5 =5 (5-5)·5+5=5
5 5 5 5 =6 (5·5+5):5=6
5 5 5 5 =7 (5+5):5+5=7
5 5 5 5 =26 5·5+5:5=26
5 5 5 5 =30 (5:5+5)· 5=30
5 5 5 5 =50 5·5+5·5=50
5 5 5 5 =55 (5+5) 5+5=55
5 5 5 5 =120 5·5·5-5=120
5 5 5 5 =130 5·5·5+5=130
5 5 5 5 =625 5·5·5·5=625

Задание для болельщиков. Слайд 17-26

Пока команды выполняют задание 2 конкурса, болельщикам предлагаются математические задачи.

  1. В ящике 70 груш двух сортов. Сколько надо взять груш не глядя, чтобы среди них оказалось две груши одного сорта. (Ответ: три)
  2. Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут будет распилено все бревно? (Ответ: 4 минуты)
  3. В три окна выглянули 30 бабушек. В первое окно выглянули семь бабушек, во второе окно в два раза больше. Сколько бабушек выглянули в третье окно? (Ответ: 9 бабушек)
  4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (Ответ: 4 минуты)
  5. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (Ответ: 2 часа)
  6. Какое число делится на все числа без остатка? (Ответ: нуль)
  7. Первый оборот вокруг Земли спутник совершает за 1 ч 40 мин, а второй - за 100 мин. Почему так происходит? (Ответ: 1 ч 40 мин =1 00 мин)
  8. Расшифруйте ребусы.

(Ответ: пистолет, шест, уголь)

3 конкурс. Эстафета “Устный счет”

Команды выстраиваются в колонну по одному, впереди учащиеся пятых классов. Учащиеся по очереди друг за другом устно решают предложенные примеры и записывают только ответы. Оценивается скорость, количество, правильность.

Примеры Ответы
1+3+5+7+9 25
63:9 7
5·12 60
23+47+11+29 110
101·8 808
2·90+8·90 900
999:9 111
11·36 396
1224:12 102
(612+336)-236 712
35·35 1225
99-97+95-93+91-89 6
1000000-(1000000-(1000000-(1000000-(1000000-999999)))) 1

4 конкурс. Танграм. Слайд 27-30

Ведущий.

“Танграм” древняя китайская головоломка, возникшая 4 тыс. лет назад. В Китае ее называют “чи тао ту”, т.е. умственная головоломка из семи частей

Юные математики! Ваша задача составить из семи частей квадрата фигуры.

5 конкурс. Слайд 31-32

На магнитные доски около каждой команды вывешивается квадрат.

Ведущий. Ребята! Перед вами плакат с квадратом, который разделен на 9 клеток. В двух из них поставлены красная и синяя точки. Расположите в каждой из пустых клеток квадрата по одной из точек либо красного, либо синего, либо зеленого цвета, но так, чтобы в каждом столбце и каждой строчке были точки разного цвета.

Ответ.

6 конкурс. Конкурс знатоков. Слайд 21-49

В конкурсе принимают участие по 4 представителя от каждой команды (2 ученика 5 класса и 2 ученика 9 класса). Конкурс состоит из двух частей.

Первая часть.

Знатоки поговорок и пословиц (по 2 человека)

Ребятам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа.

Вторая часть.

Знание великих математиков (по 2 человека) Участники конкурса имеют право 2 раза обращаться за помощью своей команды.

I. Расшифруйте ребусы, в которых зашифрованы фамилии великих математиков.

1. Ломоносов

2. Лобачевский

3. Фалес

4. Виет

5. Лейбниц

II. Кому принадлежат эти высказывания

  1. “Математика царица наук. Арифметика царица математики”? (К.Гаусс)
  2. “Нельзя быть математиком, не будучи то же время и поэтом в душе”? (С.Ковалевская)

III. Все эти люди математики. Верно ли?

  1. Веерштрасс
  2. Пифагор
  3. И.А.Крылов (Ответ: нет, И.А.Крылов - писатель)

IV. Перечислите фамилии математиков. В какой последовательности жили эти математики?

  1. Исаак Ньютон
  2. Архимед
  3. Леонард Эйлер

Ответ: Архимед (287-212 гг. до н.э), Исаак Ньютон (1643-1727 гг.), Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)

V. Перед вами портрет известного математика. Он жил в Александрии и расцвет его деятельности приходится на время царствования в Египте Птолемея I Сотера. Известно также, что математик был моложе учеников Платона (427—347 до н. э.), но старше Архимеда (ок. 287—212 до н.э.). С его именем связывают становление александрийской математики (геометрической алгебры) как науки. Автор книги “Начало”. О ком идет речь?

Подведение итогов, награждение победителей.