Фигура человека как объект моделирования одежды

Разделы: МХК и ИЗО


I. Фигура человека (1 занятие).

Группа: 2 год обучения “Школы домашних ремесел “Искусница” (12-13 лет). Курс “Изобразительное искусство”.

Тема занятия: “ Фигура человека”.

Тип занятия: комбинированое.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель: выполнение эскиза фигуры человека с использованием модульных систем.

Задачи.

  • Познакомить с пропорциями фигуры человека, с возрастными особенностями фигуры.
  • Познакомить со способами построения фигуры человека на основе конструктивных схем: “фигура женщины”,“фигура мужчины”, “фигура ребенка” (младшего и подросткового возрастов).
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

Оборудование.

  • ПК, проектор.
  • Презентация: “Выполнение эскиза фигуры человека”.
  • Материалы: бумага, карандаш, резинка.

План занятия.

1. Организационная часть занятия.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов и анализ занятия.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия.

Подготовка средств ТСО, учебных материалов; обучающихся к занятию.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

Изучение темы “Фигура человека как объект моделирования одежды” без знаний пропорций тела человека не возможно. Темой нашего занятия является “Фигура человека”.

Мы с вами познакомимся с отличительными особенностями пропорций фигур мужчины и женщины, атак же с возрастными особенностями пропорций фигур детей (младшего и подросткового возрастов) и выполним эскизы с использованием конструктивных модульных схем.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

Пропорции тела человека

Стремление найти закономерность в размерах человеческого тела возникло еще в глубокой древности. Художникам и скульпторам необходимо было знать пропорции человеческого тела. Скульпторы древней Греции и Рима за единицу измерения брали размер головы по высоте. Скульптурные изображения Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского служат образцом в искусстве до сих пор, так как соединяют в себе одаренность художника и понимание закономерностей в построении человеческой фигуры, ее типичных пропорций (слайд 3).

Знание эстетических норм строения фигуры вырабатывалось человеком в течение веков. Правильное соблюдение пропорций придает правдивость и жизненность схематическому изображению. А при разработке эскизов одежды удобнее и проще пользоваться каноном для построения человеческой фигуры, где единицей измерения является высота головы от темени до подбородка, которая укладывается по высоте всей фигуры восемь раз (слайд 4).

Мужская и женская фигуры имеют различия. Эти различия уже заложены в скелете. Мужчины, как правило, выше ростом, женщины ниже. Средний рост мужчин, обычно - выше 170 см. Рост женщин обычно – ниже на 8–12 см.

У мужчин резче обозначаются костные выступы и рельефы мышц, плечи всегда шире бедер. Мужская фигура несколько отклонена назад.

У женщин плечи уже, бедра шире, туловище длиннее, конечности относительно короче мужских (слайд 4).

У детей в годовалом возрасте нет сужения туловища по линии талии. Ширина груди равна шире головы. Ширина плеч равна высоте головы. Руки от плеча до кисти почти одинаковой толщины. Ноги сравнительно короткие. Толщина ног на линии бедер незначительно отличается от толщины на линии колена. Конечности пропорционально короче. Длина рук доходит до уровня основания туловища. Шея короткая (слайд 5, а).

Фигура ребенка с возрастом вытягивается, худеет. Шея и лицо заметно удлиняются, конечности делаются длиннее, туловище, неизменяясь в длине, меняет форму, увеличивается, намечается талия. К 7-летнему возрасту у мальчиков более удлиняются ноги (слайд 5, б).

С возрастом у девочек (с 12-13 лет) расширяются бедра, появляется округлость груди, выявляется талия. У мальчиков с 13-14 лет расширяются плечи, а таз зрительно становится уже, поэтому талия выделятся четко. Конечности, особенно ноги, удлиняются (слайд 5, в).

Фигура подростков 14-16 лет приближается по пропорциям к фигуре взрослого человека, но в этот возрастной период у подростков ощущается угловатость: туловище короткое, руки, ноги и шея длинные. Но осанка тела правильная, фигура подростка кажется стройнее и легче фигуры взрослого человека (слайд 6).

С возрастом изменяются все размеры частей тела. Голова за весь период роста увеличивается в два раза, туловище – в три руки – в четыре, ноги – в пять, шея - в семь раз.

Рисование фигуры с применением модульных схем.

Рисовать одежду нужно так, чтобы под ней чувствовалась фигура человека, учитывалась ее пропорции и формы. При рисовании моделей одежды проще и удобнее пользоваться каноном, где за модуль берется высота головы, которая укладывается в высоте фигуры восемь раз (слайд 7).

При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела.

И так: Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей.

В пределах первого модуля расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер- середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы.

Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть модуля. Ширина плечевого пояса равна двум модулям, ширина шеи – половине модуля. Ширина талии равна одному модулю. Ширина бедер графически (по схеме) определяется так: если соединить точки плеча и талии, из точек пересечения полученной линии с линией груди провести вертикальную линию, получится ось симметрии. По обе стороны от оси симметрии и определяют ширину бедер.

Для изображения конечностей необходимо знать пропорции плеча, предплечья, кисти, голени, стопы, их разметку и построение.

Ширина голени определяется формой икроножной мышцы.

При рисовании стопы необходимо учесть, что высота ее будет равна одной трети модуля, или одной пятой от половины высоты ноги; ширина у лодыжек одна треть модуля, ширина по фалангам пальцев – около трети модуля. В эскизах моделей фигуру обычно изображают в обуви.

Положение рук бывает различно. Одна рука бывает опущена, другая согнута в локте и т.д. По намеченной схеме плечевого пояса (при делении плеча на четыре части) получаем все необходимые параметры для изображения торса.

По намеченной схеме (слайд 7) определяем наклон плеча.

Через крайнюю точку ширины плеча проведем вертикальную линию на линию талии. Таким образом, получим положение локтевого сустава. Когда через крайнюю точку линии груди опустим вертикаль до линии талии, будем иметь направление руки от плечевого пояса до локтевого сустава.

Как известно из анатомического строения руки, она имеет как бы три рычага: направляющие плечевые кости, предплечье и кисти рук. Плечевая часть будет длиннее предплечья, предплечье длиннее кисти. Кисть составляет приблизительно две трети длины предплечья или три четверти модуля. Длина пальцев составляет половину общей длины кисти. Опущенная рука достигает середины бедра. Локоть согнутой руки приходит на линию талии. Чтобы найти положение локтевого сустава согнутой руки, нужно из середины плеча расстоянием, равным до линии талии, провести дугу, пределах которой будет находиться, локотьсогнутой руки.

Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, модульными схемами изображения человека, и теперь, на основе полученных знаний выполним практическую работу.

4. Практическая работа.

Выполнение эскиза фигуры человека с использованием модульных систем.

5. Подведение итогов и анализ занятия.

Выставка работ учащихся.

Обсуждение работ и поощрение лучших.

II. Разработка эскизов моделей одежды (2 занятие).

Группа: 2 год обучения “Школы домашних ремесел “Искусница” (12-13 лет). Курс “Изобразительное искусство”.

Тема занятия: “Разработка эскиза модели одежды”.

Тип занятия:комбинированое.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цели: Выполнение эскиза модели одежды в технике коллаж.

Задачи.

  • Познакомить с условностями в рисовании моделей одежды.
  • Познакомить со средствами и приемами эскизирования.
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

Оборудование.

  • ПК, проектор.
  • Презентация: “Выполнение эскиза моделей одежды”.
  • Материалы: бумага, карандаш, резинка, клей, ножницы, различные полиграфические журналы.

План занятия.

1. Организационная часть занятия.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов и анализ занятия.

Ход занятия

1. Организационная часть занятия.

Подготовка средств ТСО, учебных материалов, обучающихся к занятию.

2. Объявление темы и постановка цели занятия.

Мы продолжаем изучение темы“Фигура человека как объект моделирования одежды”. Наше занятие называется “Разработка эскизов моделей одежды”. Для этогомы с вами познакомимся со средствами и приемами эскизирования.

3. Объяснение нового материала. Презентация.

Условность в рисовании моделей.

Просматривая различные журналы мод, можно заметить, что эскизы моделей одежды имеют свое графическое выражение. Рисунок фигуры дан условно, схематично, так как художник, желая подчеркнуть в одежде что-то новое, акцентирует внимание зрителя на костюме (слайд 9).

Рисунок модели одежды должен отвечать основным требованиям (слайд 10):

  1. Быть понятным, чтобы было ясно, как выполнить данную модель, каким должен быть силуэт, какую следует использовать ткань. Обязательно учитывается материал (ткань), из которого должна быть выполнена модель, так как свойства материала влияют на фасон изделия.
  2. Быть эстетически привлекательным, для привлечения внимания. Хорошее исполнение рисунка отличается гармоничностью очертаний, правильностью в сочетании тонов, верным соотношением линий.
  3. Передавать истинные пропорции модели одежды, а также ее конструкцию, что позволяет определить способ изготовления.

Средства и приемы эскизирования.

Эскиз, прежде всего, должен рассказать зрителю о самом костюме, продемонстрировать определенную модную линию, поэтому второстепенными здесь являются подробности анатомического строения тела человека. Чтобы сделать образ модели более выразительным, а концепцию более ясной, в эскизе зачастую при рисовании фигуры изменяются ее пропорции (например, удлиняются ноги и фигура в целом, уменьшается величина головы и т.д.)

В эскизе фигура человека изображается в таком положении, которое наиболее выгодно преподносит костюм, а это, как правило, статичные е сложные позы и является – результатом работы художника по представлению.

При всем разнообразии приемов и способов создания эскиза модели одежды основным средством является линия. Живая, выразительная линия не только привлекает внимание к форме костюма, но и помогает полнее раскрыть образ создаваемой модели. Линии в зависимости от пластического характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя(слайд 11).

Замкнутые линии образуют внутри себя пятно. Таким образом, пятном называется часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. Можно дать еще и такое определение: пятно – это след движения линии на плоскости.

Точка, линия, пятно – это графические элементы, позволяющие создать любое изображение

В эскизной графике существует еще понятие “графическая фактура”, которое означает способ заполнения поверхности изобразительного листа различными графическими знаками. По способу изображения рисунка и его элементов графические фактуры бывают: линеарные, пятовые, линеарно – пятновые (слайд 12).

Графические фактуры влияют на образ выполняемого эскиза .

Традиционной эскизной техникой в создании модели одежды, является акварель, гуашь. В эскизной графике акварель часто сочетается с рисунком тушью и пером, являясь цветовой “подкладкой”, по которой выполняется прорисовка. Гуашь по своей фактуре более потная, укрывистая. Для выполнения эскизов в гуашевой технике хорошо подходит картон (слайд 13, 14).

Очень интересные костюмные эскизы можно выполнять без традиционного рисования тушью, карандашами, фломастерами, красками. Это могут использоваться цветная бумага, картон, имеющие разнообразную фактуру, цвет. Такой прием изображения называется коллаж. Это слово французского происхождения и буквально означает “наклеивание”.

Использование техники коллажа с успехом, может применяться в эскизировании моделей одежды. При этом на изобразительную плоскость могут наклеиваться самые разные материалы. Чаще всего это разнообразные виды бумаги: цветная, однородно окрашенная, созданная полиграфическим способом, т.е. вырезки из газет и журналов, а также созданная путем окрашивания акварелью, гуашью обычной белой бумаги. Так же при выполнении коллажей могут использоваться фольга, ткань, кожа, мех и т.д. (слайд 15).

Используя прием коллажа, можно создать эскиз, который дает полное представление об общих пропорциях и членениях формы, о цветовых и тональных отношениях композиции, об образе изображенного костюма.

Техника коллажа дает возможность, не отвлекаясь на мелкие детали, изображать крупные пятна основных элементов создаваемой модели одежды, приводя к упрощенной геометрической форме. Также коллажи обладают яркой, особой выразительностью, достаточно легки в исполнении, что можно увидеть, на примерах, ранее выполненных работ воспитанников (слайды 16, 17, 18, 19, 20, 21).

Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, со способами использования конструктивных схем для его изображения, с графическими средствами и приемами эскизирования моделей одежды.

Теперь мы с вами выполним практическую работу по созданию модели одежды в технике исполнения коллаж.

5. Практическая работа.

Выполнение эскиза модели одежды в технике коллаж, с использованием эскиза фигуры человека, выполненного на предыдущем занятии.

6. Подведение итогов.

Выставка работ учащихся.

Обсуждение работ и поощрение лучших.

Список используемой литературы.

  1. Бердник Т.О., Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Р-н/Д., 2001.
  2. Букина Р.М., Черчение и специальное рисование.М., 1975.
  3. Неменский Б.М., Педагогика искусства. М., 2007.