Цели:
- повторение и закрепление изученного в первом полугодии материала;
- систематизация приобретённых знаний;
Задачи:
- обучение абстрактному мышлению (облачность);
- развитие речи учащихся;
- развитие скорости мышления, умения выделять главное;
- развивать умение сравнивать.
- воспитание грамотного, бережного отношения к своему здоровью и жизни;
- воспитание привычки к самосовершенствованию, расширению своего кругозора;
- воспитание чувства коллективизма, чувства локтя товарища;
- привитие интереса к изучению как предмета ОБЖ, так и других школьных дисциплин – географии, истории, литературы.
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оформление: На доске нарисовано игровое поле для игры в “крестики-нолики”:
1. Описание стихийного бедствия путешественниками, писателями | 2. Загадки | 3. Литературная гостиная (сказки, поэты) |
4. Знание сказок, поговорок | 5. Отдых. Весёлые стихи на внимание (с объяснением) | 6. Странная облачность |
7. АБВГДейка | 8. Медицина | 9. Кроссворды |
Описание игры.
Класс делится на две команды. Одна называется “Крестики”, другая “Нолики”. На доске рисуется игровое поле, состоящее из девяти клеток. Каждая клетка пронумерована от 1 до 9, и каждому номеру соответствует определённая тема вопроса[7]. В начале игры учитель, для того, чтобы определить, какая команда будет ходить первой, задаёт вопрос с подсказками о стихийном бедствии или термине. Команда, которая узнала, о каком стихийном бедствии идёт речь с меньшим количеством подсказок – ходит первой и выбирает себе клеточку на игровом поле. При зачитывании вопросов по клеточкам преимущественное право ответа принадлежит той команде, которая выбрала данную тему. Если игроки этой команды не могут ответить на поставленный вопрос, даётся возможность отвечать команде соперников. Затем подсчитывается количество правильных ответов игроков обеих команд. В выбранную клеточку ставится знак той команды, игроки которой дали больше правильных ответов (“крестик” или “нолик”). Следующий ход делает та команда, которая вышла победителем при выполнении заданий предыдущего тура. Игра проводится до конца, пока все клетки игрового поля не будут полностью закрыты знаками. Победить в игре может как одна, так и две команды (например, у одной три одинаковых знака по диагонали, у другой больше (пять) знаков на игровом поле к концу игры). В таком случае будут награждены игроки обеих команд.
Победить в игре команда может в двух случаях:
1) как только у какой-либо команды на игровом поле образуется выигрышная ситуация, а именно: три их знака расположены подряд по вертикали, горизонтали или диагонали;
2) каких знаков на игровом поле в конце игры будет больше.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Вступление. Сегодня мы с вами проведём урок обобщающего повторения о тех стихийных бедствиях, которые изучили с вами в течение первого полугодия.
Ю. Пармузин – человек, не раз попадавший в чрезвычайные ситуации во время научных экспедиций. В предисловии к своей книге “Осторожно – пума!” он пишет: “Читатели газет нет-нет, да и встретят горестную весть о том, как человек, оказавшись лицом к лицу с тайгой, горами, тундрой или просто рекой, то завален лавиной, замёрз, то, растерявшись, заблудился, или утонул. Начинают искать виновного – суд, разбирательство, наказание. Главное же наказание получает сам пострадавший… Его гибель – горе родным и близким”. Ю. Пармузин подчёркивает, что его книга, ко всему прочему, “о самом страшном звере”. Кто же он, этот самый страшный зверь – медведь, тигр, крокодил или иксодовый клещ? Чтобы читатель не гадал, не ломал над этим голову, автор книги отвечает сам: “Самый страшный зверь … притаился внутри нас – экспедиционных работников, туристов, путешественников, и яростно пожирает своего хозяина – только поддайся. Имя его – непредусмотрительность. Он беспощаден к тем, кто неопытен, но самоуверен, беспечен и надеется на авось, слаб физически и морально, слабоволен и рассеян” [8]
Мы с вами в 7 классе изучаем стихийные бедствия, вот сейчас и проверим, какая команда больше готова к неожиданностям, является более предусмотрительной.
Стихийное бедствие – это..? (опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящие к гибели людей) [5].
Главное в этом определении – это явления природы. Поэтому мы сегодня будем говорить именно о природе. У нас две команды – “Крестики” и “Нолики”. Определим, какая команда будет первой делать ход.
Подсказки
- Её масса невелика
- На её состав очень влияет хозяйственная деятельность человека.
- Состоит из смеси газов и пыли.
- Защищает Землю от ультрафиолетового излучения.
- Газообразная оболочка Земли.
(Ответ: Атмосфера) [6]
III. Задания по станциям.
1. Описание стихийных бедствий путешественниками и писателями (по описанию нужно определить, о каком стихийном бедствии идёт речь).
- “Тяжелые чёрные облака нависали над крышей дома, в комнате царил зловещий полумрак… Ветер крепчал с каждой секундой… Через несколько минут небеса разверзлись и обрушили на землю небывалые потоки воды” (ураган).
- Рассказ очевидца: “В то утро на моих глазах от горы оторвался гигантский кусок. Он опускался стремительно и бесшумно. Потом всё скрылось из вида: тучи поднятой пыли были, пожалуй, даже страшнее того грохота, который докатился некоторое время спустя” (обвал).
- Каракумы: “Вокруг нас свистело, бушевало. Крепко зажмурив глаза и уши, я уткнулся в спину верблюда. Инстинктивно открыл рот, но тут же сжал губы, так как гортань забило песком. Через несколько минут всё стихло… Ветер утих. Засияло солнце. Не верилось, что всего несколько минут назад прошёл…”? (Смерч, т. к. пыльная буря длится дольше и на большей территории)[2]
- В. Н. Шитников из книги “Из воспоминаний натуралиста”:
“21 декабря (1910 год) я лёг спать очень поздно и едва успел заснуть, как увидел сон, что около нашего дома по булыжной мостовой едет целая вереница тяжело нагруженных ломовых подвод, от которых стоит такой грохот, что трясётся весь дом. У меня даже во сне мелькнула мысль, что теперь уже зима, лежит глубокий снег, наш дом стоит в саду, в середине большого квартала, да и никаких ломовых извозчиков и мостовых в г. Верном (позже – г. Алма-Ата) не существует и никакого шума слышно быть не может… С этой мыслью я проснулся и, услышав наяву то же грохот, сразу сообразил, что это …? Впрочем, тут и соображать было нечего, так как тахта, на которой я спал, качалась, как палуба парохода, весь дом трещал и дрожал, а вставая, чтобы одеться, я убедился, что устоять на ногах невозможно, не опираясь о печку или стену, которые, впрочем, тоже не стояли на месте. …Здесь было именно в самом буквальном смысле землетрясение: непрерывное пятиминутное сотрясение земной коры, совершенно такое, каким бывает сотрясение сита, когда хозяйки сеют муку: вверх, вниз, в стороны…” (землетрясение).
- Академик В. А. Обручев из фантастического романа “Плутония”:
“Через несколько секунд раздался оглушительный грохот, словно гора разлетелась на части или взлетела на воздух. Облако помчалось вниз по склону, чудовищно разрастаясь вверх и в стороны и превращаясь быстро в лилово-чёрную тучу или целую стену туч, которые клубились, перемешивались, свивались, озаряемые ослепительными молниями. Эта стена неслась по склону со скоростью поезда, и через несколько минут её конец был уже у подножия …?, а верхний край поднимался, клубясь, гораздо выше вершины… Эта туча, так называемая жгучая, или палящая, состоит из страшно сжатых и перегретых водяных паров и газов, переполненных горячим пеплом, и несёт не только мелкие камни, но и громадные глыбы” (вулкан).
- С Н Сергеев-Ценский из романа эпопеи “Севастопольская страда” (об обороне Севастополя во время Крымской войны): “Катились барабаны… И большие – так называемые турецкие, такой величины, что в них можно было спрятать от глаз начальства краденных на походе индюков, козлят и ягнят, и средней величины – парадные, и малые – барабаны каждого дня строевой и боевой службы, - они вырвались из своих убежищ в палатках барабанщиков на вольную волю, игриво перепрыгивали с бугорка на бугорок через дождливые лужи, докатывались до обрыва и стремительно мчались вниз, в овраг, причём каждый встречный куст старался не упустить этого единственного случая в своей жизни и пошлёпать по звонкой их коже трепещущими от счастья лапами.
Домчавшись до самого дна глубоких оврагов, барабаны, однако, не успокаивались на этом, хотя и переворачивались плашмя. Случалось, что злостный порыв …? залетал и в самые потаённые места оврагов, и тогда барабаны подхватывались им на воздух, выносились на верховья балок и скакали теперь уже вниз, в сторону русских бастионов, а за ними, с опасность для жизни и от …?, и от нечаянной пули, скакали с завороченными ветром на головы шинелями барабанщики, понимающие, конечно, что если унесёт в русский лагерь их барабаны, они уж барабанщиками больше не будут…” (буря) [8].
Вот как описывает это событие очевидец: “Беда случилась внезапно. Утром, ещё не одетый, я услышал страшный треск. Я побежал посмотреть, в чём дело, и вместе с другими добрался до нашего двора, где собрался чуть ли не весь город. Каких только ужасов я не насмотрелся! Больше чем на локоть земля то поднималась вверх, то опускалась, здания рушились со страшным грохотом. Возвышавшийся над нами кармелитский монастырь раскачивался из стороны в сторону, грозя каждую минуту раздавить нас. Страшной казалась земля, которая могла поглотить нас живыми. Людям не было видно друг друга, так как солнце было в каком то мраке; казалось, что настал день страшного суда”. (Португальское землетрясение 1 ноября 1755 г., погибло более 50000 человек) [1].
2. Загадки [3, 4]:
- Кругом вода -
А с питьём беда. (Море, также при наводнении)
- Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя. (Болото)
- Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
- Сани бегут, а оглобли стоят. (Река и берега)
- Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
- Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)
- Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит.
По сёлам, городам летает,
Знать никого не желает. (Метель, вьюга)
- Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей выгнал. (Дождь)
- Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)
- Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Ветер)
- Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, Людей с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает в небе, да не птица. (Ветер)
- По какой дороге полгода ездят,
А полгода ходят? (Река)
- Чего на свете нет буйнее? (Ветра и воды)
- Меня просят, ждут,
А только покажусь –
Все прятаться начнут. (Дождь)
- Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Умрёт – заревёт. (Снег)
- Без рук, без ног
На гору ползёт. (Прибылая вода)
- Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Снег)
- Конь бежит, а шкура лежит. (Вода подо льдом)
3. Литературная гостиная:
- В какой сказке протекает Молочная река с Кисельными берегами? А есть ли Молочная река на настоящей географической карте?
(В русской сказке “Гуси-лебеди”. Настоящая Молочная река находится в Запорожской области Украины. Она берёт начало на Приазовской низменности и впадает в Молочный лиман Азовского моря).
- Чьё путешествие на юг прервалось из-за несвоевременного хвастовства? (Лягушки-путешественницы)
- Вспомните А. С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье)
- В каком море находится остров Рюген, известный нам по сказке как остров Буян? (В Балтийском)
- Какое стихийное природное явление описано А. С. Пушкиным в поэме “Медный всадник”? (Самое большое наводнение в Петербурге, случившееся 7 ноября 1824 года, когда уровень воды поднялся на 410 см)
- Какое погодное явление Ф. И. Тютчев любил именно “… в начале мая”? (Грозу)
- Какое стихийное бедствие сильно помешало концессионерам вскрыть одиннадцатый стул в городе Ялте? (Большое Крымское землетрясение 1927 года; произведение “12 стульев”) [1].
4. Сказки, поговорки (тест на знания и логику).
- Какие берега обычно бывают у Молочных рек:
а) творожные; б) сметанные; в) кисельные; г) масляные.
- Из какого водоёма выводил дядька Черномор своих богатырей:
а) из реки; б) из озера; в) из болота; г) из моря.
- Каким аршином, согласно Ф. И. Тютчеву, Россию не измерить:
а) точным; б) складным; в) чуждым; г) общим.
- Назовите быстрый способ передвижения по Европе:
а) рысь; б) аллюр; в) галоп; г) карьер.
- Какую твёрдую горную породу заставляют грызть детей в школе:
а) мрамор; б) мел; в) базальт; г) гранит.
- Что совершает вода в природе:
а) круиз; б) турне; в) круговорот; г) водоворот.
- Где находится кухня “погоды” Земли:
а) в горах; б) в океане; в пустыне; г) в тайге.
- Какое природное бедствие заставило деда Мазая спасать зайцев:
а) лесной пожар; б) землетрясение; в) ураган; г) половодье.
-Какое атмосферное явление в США называют торнадо:
а) шторм; б) шквал; в) смерч; г) ураган.
- Какой ветер соответствует 12 баллам по шкале Бофорта:
а) штиль; б) ураган; в) бриз; г) шторм.
- О каком природном явлении в стакане воды говорят, если люди волнуются или ссорятся по пустякам:
а) ураган; б) буря; в) шторм; г) штиль.
- “Хочешь увидеть мир” - гласит латинская пословица:
а) “путешествуй”; б) “ходи в театр”; в) “стань воином”; г) “загляни в каплю воды”.
- Каким природным явлениям выставляют баллы, как ученикам в школе:
а) наводнениям; б) обвалам; в) землетрясениям; г) извержениям вулканов [1].
5. Весёлые стихи на внимание (услышать ошибку и объяснить):
- В России – язык русский,
Во Франции – французский,
В Германии – немецкий,
А в Греции – грецкий.
- Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
- Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета.
- Со времён далёких и поныне,
Льют дожди, как из ведра, в пустыне.
- На пруду есть развлечение:
На спине плыть по течению.
- Солнце за день устаёт
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок
Ровно-ровно на восток.
- Край снегов, морозов, вьюг
Называют словом юг
- Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора.
- Взял с собою зонтик Рома,
Чтобы спрятаться от грома.
- Роща в золото одета,
Так бывает только летом [1]
6. Странная облачность:
Нужно расшифровать названия стихийных бедствий:
- бруя;
- жирезиневе;
-несетялмерези;
- вененидано;
- гараун;
- фатнуй;
- мерсч [2].
7. АБВГДейка (составь наибольшее количество слов).
Командам даётся всего одно слово, в данном случае барометр. Нужно составить как можно больше слов, используя буквы данного слова [2].
8. Медицина.
Мы не приводим заданий данной станции, так как каждый учитель может составить вопросы по данной теме в зависимости от личного опыта и подготовленности учеников.
9. Кроссворды.
Командам даётся по одному кроссворду. Побеждает команда, первой отгадавшая свой кроссворд.
По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень). 2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера). 3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина). 4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера). 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган). 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение). 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
Итог.
Мы с вами сегодня провели урок обобщающего повторения о стихийных бедствиях. Все вы показали хорошие знания. Мы с вами убедились, что явления природы изучаются и изучались не только на уроках ОБЖ, природоведения и географии, их описание производили писатели, поэты, простой народ. Ну а в результате сегодняшнего конкурса победила команда …
Список использованной литературы
- А. М. Безруков, Г.П. Пивоварова “Занимательная география”, М., Дрофа, 2005.
- С. Данченко “Стихия”. Игра-соревнование для учащихся 7-го класса, ж. ОБЖ, №1, 2001.
- В.Н. Морохин “Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки”. Хрестоматия, М., Высшая школа, 1979.
- Г.М. Науменко “Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно”, М., Детская литература,1991.
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников “ОБЖ, учебник для общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2007.
- С.В. Титов, Г.И. Шабаева “Тематические игры по ОБЖ”. Методическое пособие для учителя, М., Творческий центр, 2003.
- В. Торгашов “Крестики-нолики” игра по ОБЖ для учащихся 8-го класса, ж. ОБЖ, № 2, 2001.