Занятие по формированию элементарных математических представлений в образовательной области "Познание"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: повторение и закрепление пройденного материала.

Задачи.

Образовательные.

  • Проверить умения детей решать арифметические задачи, выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
  • Закрепить навыки прямого и обратного счета.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закрепить умение ориентироваться в числовом ряде.

Развивающие.

  • Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку.
  • Способствовать формированию мыслительных операций.

Воспитательные.

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи; психологически создавать ситуацию успеха.

Предварительная работа: чтение сказки “Белоснежка и семь гномов”, решение простых арифметических задач.

Оборудование: коробка в форме книги; конверт с письмом; иллюстративный материал (для составления задач, закрепления знаний о составе числа, развитие логического мышления, проверки правильности выполнения графического диктанта). Раздаточный материал – набор цифр, математические знаки, бумага в клетку, простые карандаши.

Ход занятия

1 этап. Организационный

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я нашла сегодня утром в группе (коробка, оформленная в виде книги сказок и конверт). Какая красивая книга сказок. Смотрите, на конверте написан адрес. Кто сможет его прочесть? Оказывается это письмо адресовано нам. Давайте откроем его и прочтем.

“Здравствуйте, ребята. Мы узнали, что вы очень любите заниматься, вот и решили сделать для вас сюрприз. Что это, вы узнаете только тогда, когда сможете открыть книгу. Книга эта волшебная и откроется только тогда, когда вы выполните все наши задания. Ваши друзья, Белоснежка и семь гномов”.

Воспитатель: Посмотрите, кроме письма, в конверте еще что-то есть… Да это же карточки с заданиями. Ну что, попробуем?

Дети: Да.

2 этап. Основной

Воспитатель: Слушайте первое задание. (Выполняется стоя в кругу.)

Сначала Белоснежка и гномы решили проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду называть числа, а вы должны определить, какие пропущены:

-1,2,…4,5,6,…8,9,10

-1,2,3,4,5,…,7,8,…,10

-1,2,3,4,5,6,7,…10

-10,9,8,…6,5,4,…2,1

-10,…8,7,6,…4,3,2,1

- Назовите число, которое стоит после шести,… семи,… девяти.

- Назовите число, которое стоит перед числом 3, 7.

- Назовите число, больше 8 на 1, больше 5 на 2, меньше 6 на 1, меньше 8 на 2.

Воспитатель. Молодцы! Вы быстро справились с первым заданием.

Слушайте следующее задание. (Выполняется в подгруппах. Каждая работает за своим столом.)

Гномы построили для лесных жителей два дома и просят вас, чтобы вы помогли расселить в них жильцов. Для того, чтобы сделать это быстрее, разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков. В своей команде вам нужно выбрать командира, который будет отвечать за расселение жильцов и за порядок. Выбрали? Кто будет у вас командиром? (Дети называют)

Воспитатель: Этот дом будут заселять девочки. Какое количество жителей должно быть в нем на каждом этаже?

Дети: 9

Воспитатель: А этот дом будут заселять мальчики. Сколько жильцов должно быть на этаже в вашем доме?

Дети: 10.

Воспитатель: После того, как закончите, проверим, все ли вы правильно выполнили. Мальчики проверят, как с заданием справились девочки, а девочки проверят у мальчиков.

Теперь можете забрать дома, фломастеры, выбрать за каким именно столом будете работать.

Воспитатель: Вот и со вторым заданием мы справились, помогли гномам расселить всех жильцов. Посмотрим, что написано на этой карточке. Оказывается, Белоснежка решила купить шары ко Дню рождения Ворчуна, но не знает, сколько их нужно. Для того, чтобы помочь Белоснежке сосчитать шары, вам нужно будет составить и решить задачу. Сначала вспомним – из скольких частей состоит задача? (Из 4-х.) Назовите первую часть? (Условие). Затем идет … (вопрос), потом… (решение), и… (ответ).

Воспитатель: А теперь составьте задачу по этому рисунку.

Дети составляют задачу

Воспитатель: Назовите условие задачи.

- Какой вопрос в задаче?

- Каким действием нужно решить задачу?

Выложите решение задачи у себя на столе.

Один ребенок выкладывает у доски. Остальные проверяют по доске.

Воспитатель: Какой ответ в нашей задаче?

- Как мы его получили?

Воспитатель: Вот и с этим задание мы справились. А сейчас немного отдохнем. Гномы очень любят гулять, решили и вас пригласить.

Физминутка:

По тропинке гном пошел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания)
Гном наш охает: устал
От того, что приседал.
Гномик сладко потянулся, (Потягивание – руки вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево)
Гном наш выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Вы быстро сумели составить и решить задачу, а гномы приготовили вам свои. Им очень интересно, справитесь ли вы с их задачками (логические задачи)

  1. День рождения Ани в понедельник, а сегодня среда. Сколько дней осталось до дня рождения Ани?
  2. На березе росло 3 яблока, 2 сорвали. Сколько яблок осталось на березе?
  3. Что больше 1 неделя или семь дней?

Воспитатель: Молодцы, вы и эти задачи сумели правильно решить. А теперь посмотрим, справитесь ли с этим заданием? Внимательно рассмотрите рисунок и сосчитайте, сколько здесь треугольников и прямоугольников.

(Дети предлагают свои версии. Затем проверяем их догадки, считаем на доске, уточняем, что на рисунке 10 треугольников и 3 прямоугольника).

Воспитатель: И последнее задание, которое приготовили Белоснежка и гномы.

(У детей на столах тетрадные листы в клетку и простые карандаши). Если вы будете очень внимательны и сумеете правильно выполнить инструкцию, которую дали гномы, тогда вы узнаете, с кем больше всего они любят играть. Приготовились, придвинули к себе лист, нашли точку, рисуем (графический диктант.)

А теперь давайте проверим, все ли сумели угадать.

(На доске помещается образец)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Посмотрите, в нашей волшебной книге еще что-то есть. Кто может прочесть, что нам написали гномы?

Дети: Мо-лод-цы!

Воспитатель: Конечно, вы молодцы. Все задания выполнили правильно, и гномам помогли, и Белоснежке. За это они решили вас наградить. Вот только никаких подарков я что-то не вижу, но гномы пишут, что подарки в волшебной книге появятся только тогда, когда вы закроете глаза, тихо скажете: “Раз-два-три” и подуете. Самое главное, никто не должен подсматривать, иначе волшебство не совершиться.

(Пока дети произносят “волшебные слова”, достаю из второго отделения книги, о котором дети не догадываются, иллюстрации с изображением клоунов.)

Воспитатель: Открывайте глаза. Видите вы тоже, оказывается, иногда можете быть волшебниками. Эти рисунки не простые. Посмотрите, для того, чтобы их раскрасить, нужно сначала решить примеры. Ответ примера означает цвет карандаша.

Но этим вы займетесь попозже, а сейчас давайте поговорим о том, чем мы сегодня занимались.

3 этап. Заключительный

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Кому и как мы помогли? Какие задания гномов вам понравились больше всего? Какое задание оказалось для вас трудным? А какое показалось легким?