Цели.
1. Обобщение знаний учащихся о Родине-России и о малой родине.
2. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину и свой край.
3. Освоение роли жителя города Волхова: воспитание уважения к историческому прошлому города и его жителям, бережного отношения к достопримечательностям края.
4. Приобщение к русской национальной культуре: знакомство с национальными символам народного искусства (самовар, Вологодское кружево, Дымковская игрушка, Хохлома, Павлово - Пасадские и Оренбургские платки, Гжель, Матрешка, Волховская роспись, Жостовская роспись, Семеновская и т.д.).
Задачи:
1. Через наблюдения определять особенности городов, их достопримечательности и узнавать их по описанию.
2. Участие в исследовательской деятельности и решение творческих задач (умение задавать вопросы, участвовать в диалоге, монологе, исполнять роль иностранца, журналиста, экскурсовода, гостя, хозяина).
3. Активизация словаря (формирование навыков монологической речи; участие в диалогах).
4. Воспитывать коммуникативную культуру: доброжелательность, терпение, умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общее дело и вклад своих товарищей при работе в коллективе, группах, парах.
5. Формировать здоровую личность ребенка, готовую к самостоятельной жизни в обществе.
План занятия.
- Введение в тему (заклички, “Калинка”, приезд “гостей”) .7 мин.
- Работа в группах. 5 минут.
- Выступление групп. 20 минут.
- Практическая работа. 5 минут.
- Подведение итогов. 8 минут.
Оборудование.
- мультимедийный проектор;
- ТСО: магнитофон, диски с записью фонограмм;
- сигнальные карточки;
- заготовки изделий для практической работы;
- ножницы, клей, карандаши для работы в группах;
- листы с заданиями;
- выставка изделий русских мастеров;
- костюмы для детей, исполняющих танец, заклички.
Ход занятия
1. Введение в тему.
В класс входят 3 учащихся в ярких русских костюмах, зазывают на праздник.
Заклички.
1. К нам, сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
Игры, забавы, чудеса из чудес!
Спешите, подарков хватит на всех!
2. Мы зовем к себе тех,
Кто любит танцы, веселье и смех:
Дружно зиму провожай,
Будет летом урожай!
3.Позабавимся на славу!
Веселится здесь народ.
И я думаю, удачно
Праздник проводов пройдет!
Звучит музыка танца “Калинка”. Девочка танцует вступление.
Все это действие со стороны наблюдают 2 “иностранца”. Они ходят по классу, рассматривают.
Иностранцы (И):
- Wer ist das? Ivhere are we?
Учитель (У):
- Ребята, кто это? (Иностранцы)
У. – Что Вы хотите?
И. – Где мы? Что это за страна?
У. – Ребята, в какой стране мы живем? (В России).
И. – Россия?! Что такое Россия?!
У. – На какой вопрос мы ответим? (Что такое Россия?)
На экране появляется слайд с символами России и темой.
Презентация №1.
Слайд 1.
У. – Чтобы ответить на вопрос мы будем работать в группах.
Учащиеся сидят за столами по группам. Группы созданы по интересам.
Правила работы в группах.
- В работе участвуют все.
- Работать быстро, спокойно.
- Слушать друг друга, не перебивать.
- Время ограничено: 5 минут.
В группе сигнал – вопрос, задания.
2. Работа в группах.
Задания для групп.
1 группа: как Русь начиналась.
Расскажите, как Русь начиналась, о первых русских князьях, отгадайте кроссворд.
2 группа: Знаменитые города России.
1. Расскажите о древней столице Руси – городе на Волхове.
2. Расскажите о современной столице России.
3. Расскажите о северной столице России.
Представьте тему в форме интервью.
3 группа: Посещение выставки народных промыслов.
- Заинтересуйте иностранцев символами народного искусства России.
Расскажите и продемонстрируйте изделия народных промыслов:
Самовар, Вологодское кружево, Дымковская игрушка, Хохлома, Павлово-Посадские и Оренбургские платки, Гжель, Матрешка.
- А в вашем городе есть народные промыслы?
Пригласите гостей на экскурсию по городу Волхову.
4 группа: Экскурсия по Волхову.
- Приготовьте экскурсию по городу Волхову от церкви Михаила Архангела до школы №1.
- Расставьте фотографии в нужном порядке.
- Проведите экскурсию.
3. Выступление групп.
Учитель приглашает группы для представления тем.
1 группа:
- Мы ответим на вопрос: “Как Русь начиналась?”
Слайд 2: Как Русь начиналась.
Выступление детей: приложение 1.1. (Приложение 1)
Слайд 3. Приложение 1.2.
Слайд 4. Приложение 1.3.
Слайд 5. Приложение 1.4.
Слайд 6. Приложение 1.5.
Слайд 7.
С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга.
“Иностранцы” оценивают выступление группы сигналом (карточки зеленый – красный)
2 группа.
Слайд 8.
Знаменитые города России.
Ведущая (В.)
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно птицы – лебеди
Суздаль и Ростов.
На широкой Волге
Тверь и Кострома,
Башенки резные,
Чудо – терема.
Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на Волхове,
Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
Сейчас мы совершим путешествие в известные столицы России. Приложение 2.
3 группа.
Выступающие обращают внимание гостей на выставку народных промыслов.
- Города старинные,
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки -
Из ельца-матрешки,
А из Тулы-пряники.
Города старинные -
К солнышку лицом -
Для России стали
Золотым кольцом
4 группа. Экскурсия по городу Волхову. Приложение 4.
Презентация №2.
4. Практическая работа .
У. - А сейчас мы отправимся с вами в мастерскую народных промыслов.
Вы сами приготовите сувениры для наших гостей.
У вас на столах есть все необходимое для того чтобы изготовить эти сувениры. (На столах у каждой группы есть ножницы, клей заготовки элементов росписи и основа для изделия)
У. - Вспомните правила работы в группах:
- работать дружно;
- разделить объем работы на всех участников группы;
- работать качественно, не отвлекаться;
- после завершения работы показать готовность.
У. - Русский народ самый гостеприимный. На Руси заведено встречать гостей хлебом с солью, а на прощание дарить подарки. Подарите нашим иностранцам сувениры, которые вы сами изготовили.
Дети дарят Жостовский поднос, матрешку из Полхов-Майдана, разделочные доски с Мезенской и Волховской росписью.
5. Подведение итогов.
Презентация №3.
Слайд 1.
“Иностранцы”
- Так вот, что такое Россия!
Оказывается, символами России стали не только гимн и герб в виде двуглавого орла…
- …но и достопримечательности столиц, и малые русские города, известные своими мастерами.
Россия – это ваша Родина!
Ученик.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы родиной зовем?
Слайд 2. Поле с тонким колоском,
Слайд 3.
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Слайд 4.
Что мы родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России на Кремлем.
Дети поют песню о России.
“Красно солнышко” И. Шафнер
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе.
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берез Россия.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берез Россия.
Оценка занятия учащимися (карточкой) и вручение сладких подарков “иностранцами”.
Используемая литература:
1. Учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова, г. Москва изд. “Вентана-Граф”.
2. Фото: Чурова Т.С., Агапов В.К., Лысенко В.В.
3. “Города России” энциклопедия ; С.Шокарев; г. Москва ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”.
Интернет-ресурсы:
1. http://clubs.ya.ru
2. http://znyata.com/novost
3. http://www.allnight.ru
4. http://www.sensusnovus.ru
5. http://www.st-petersburg-hotels.ru.
6. http://www.museum.ru
7. http://www.hunanitysteam.ru
8. http://www.slavyanskaya-kultura.ru
9. http://snabdi.ucoz.ru
10. http://ykontakte.ru
11. http://images.yandex.ru
12. http://ru123rt.com
13. http://Korrespondent.het
14. http://www.St-petersburd-hotels.ru
15. http://www.fehris.do100vemo
16. http://www.ya.ru.wikipedia.org
17. http://slava-nikolaev.moy.su
18. http://india.fll.purdue.edu
19. http://clubs.ya.ru
20. http://www.grafamania.net/clipart/page/1250/