Цель урока: cоздание условий для формирования основ музыкальной культуры на материале русского народного творчества.
Задачи.
- Способствовать развитию умения воспринимать музыку и выражать своё отношение с помощью пластического дирижирования, танцевальных движений и игры на народных музыкальных инструментах.
- Заинтересовать учащихся жанрами народной песни: колыбельная, плясовая, игровая.
- Способствовать развитию умения определять черты жанра народной песни.
- Продолжить формирование словаря музыкальных настроений.
- Прививать любовь к национальной культуре, уважение к традициям своего народа.
Организационный момент.
Звучит р.н.п. “Во поле берёза стояла”, дети входят в класс.
У: Здравствуйте, меня зовут Т. В., я учитель и сегодня проведу у вас урок музыки.
- Давайте поприветствуем друг друга:
У: (поёт) Здравствуйте ребята!
Д: (поют) Здравствуйте учитель!
У: Скажите, когда вы входили в класс, какая музыка вас встречала? Знакомы ли вам слова?
Д: Да, знакома, "Во поле берёза" р.н.п.
У: Как вы думаете, песня народная или композиторская?
Д: Народная.
У: А когда люди поют песни?
Д: Когда трудятся, на праздниках, на концертах.
У: Правильно, песня может звучать в разных жизненных ситуациях.
Как вы думаете, что это за песня, в которой такие слова?:
Аиньки, аиньки,
Ой, вы мои заиньки.
Да и где вы бегали?
Да и что вы делали?
А мы бегали в лесу,
Били волка по носу,
Запрягали комара,
Поезжали по дрова
А пока управились –
До смерти упарились.
Аю-аю-аюшки,
Спать ложитесь заюшки,
А я печку затоплю, оладушков напеку,
На сметане, на меду,
Чтобы таяли во рту.
Д: Колыбельная.
У: Правильно, а когда поют колыбельную?
Д: Когда укладывают спать ребёнка.
У: Молодцы! В давние времена в деревнях, в избе подвешивали к потолку колыбель, мама пряла пряжу, покачивала колыбель и тихо напевала колыбельную песню. (Слайд - русская изба). Презентация
У: Как вы поняли, что это колыбельная?
Д: По словам.
У: Какая будет музыка?
- Какое настроение у колыбельной песни?
Д: Тихая, спокойная, ласковая….напевная.(Слайд: Звёзды и луна + 4 строчки песни)
У: Какими движениями можно передать это настроение? Покажите.
Дети показывают покачивающие движения.
У: Давайте споём и продирижируем эту колыбельную.
Учитель исполняет прочитанные ранее стихи под музыку колыбельной
Дети поют и дирижируют в характере музыки.
У: Как вы думаете, а сейчас колыбельные песни поют?
Д: Да.
У: А вы знаете какую-нибудь колыбельную песню?
Д: Да, нет…
У: А вот эту колыбельную песню вы знаете?
Звучит песня “Спят усталые игрушки”.
У: Похожи эти колыбельные? Чем они похожи?
Д: Они тихие, нежные, протяжные и т.д.
У: Правильно, молодцы!
Итог: Люди не забыли эти песни, а современные композиторы сочиняют колыбельные песни и сегодня, и будут сочинять.
У: Человек подрастает, и песня его сопровождает всю жизнь.
- Послушайте музыку и попробуйте определить жанр этой песни?
Звучит песня “Ах, вы сени мои, сени”.
У: А какая музыка прозвучала?
Д: Весёлая, задорная, танцевальная…….
У: Правильно, А в народном творчестве её ещё называют плясовая. (Слайд с танцующими людьми)
У: Что бы вы хотели делать под эту музыку?
Д: Танцевать….
У: Какие могут быть движения? Покажите.
Дети показывают свои движения.
У: А теперь попробуем под музыку все вместе.
Звучит песня “Ах вы сени, мои сени”.
У: Молодцы! Садитесь на места.
У: Давайте сделаем плясовую песню ещё веселее и интереснее. Мы сейчас плясовую песню сыграем на народных муз. инструментах, а гости нам помогут.
У: Ребята, а что это? (Учитель достаёт ложки)
Д: Ложки.
У: А как на них играют?
- Как их надо держать?
- Если ребёнок, то показ игры с ребёнком или сам учитель показывает, как правильно держать и ударять ложкой об ложку.
У: А это что? (Учитель достаёт трещотку)
- А на ней как играют? (Учитель показывает как играют на трещотках)
Разучивание оркестровой партитуры: ложки: 2 удара, трещётки: 1 удар (после ложек).
У: А теперь давайте вместе.
Под муз. сопровождение учителя дети играют один куплет на инструментах и подпевают.
У: Здорово у нас получилось!!!
Стала песня веселее?
Д: Да!
У: Мы сегодня слушали, пели, танцевали, играли на инструментах народные песни.
Вспомните, какие это были песни?
Д: Колыбельная, плясовая.
У: А вы знаете, есть такие народные песни. (Слайд “Хоровод – игра”)
У: Как вы думаете, что это за песни?
Что можно делать под эти песни?
Д: Играть, водить хоровод.
У: А знаете, откуда произошло слово хоровод?
Во время праздников наши предки водили хоровод, пели песни богу солнца Хорсу, отсюда и название – хоровод.
У: На что похож хоровод?
Д: На солнце…
У: Сейчас зима, а мы можем встать в хоровод, как наши предки и помочь солнцу набраться сил перед весной и летом.
Игра “Кострома”
Ведущий стоит в центре круга отвечает на вопросы играющих и задаёт движение. Играющие идут по кругу показывая движение.
Игра построена и пении:
Все:
Ах, свет ты моя, Кострома.
Свет-государыня моя.
Дома Кострома?
Ведущий: Дома.
Все: А что делаешь?
Ведущий: На балалайке играю!
(Варианты: на дудочке играю, полы подметаю, спать легла, проснулась и всех поймаю)
У: Понравилась игра?
Д: Да.
У: Запомнили, как играть?
Д: Да.
У: На перемене будете в неё играть?
Д: Да.
У: А сейчас посмотрю, действительно ли вы запомнили жанры народной песни.
- А о каких жанрах нар.песни мы сегодня говорили?
Д: Колыбельная, плясовая, игровая (хороводная).
(На экране слайд с жанрами и словарь настроений.)
У: Послушайте муз. фрагменты и определите жанр народной песни.
- Под стульчиком лежат карточки, возьмите их и
У: Если услышите колыбельную, то…
- Какого цвета вы поднимите карточку?
Д: Голубого.
У: Если услышите плясовую, то какого цвета?
Д: Зелёного.
У: Если услышите игровую, то какого цвета?
Д: Розовый (красный).
У: Готовы? Д: Да!
Проводится “Угадай-ка!”
У: Молодцы! Вам понравились народные песни?
Д: Да.
- А хотите рассказать о них своим друзьям, знакомым?
Д: Да.
- А как вы это сделаете?
Д: Расскажем.
У: А если они далеко?
Д: Позвоним.
У: А ещё как можно? А мы можем в Интернете выложить рекламу народной песни?
Д: Да.
У: Давайте вместе сочиним рекламу народной песни: рекламу-частушку?
- Ну, например, я начну, а вы продолжайте:
У: Мы весёлые ребята, любим петь и …
Д: Танцевать!
У: Приглашаем вас сегодня, будем песни …
Д: Распевать!
У: Молодцы! Может дома кто-то из вас ещё сочинит частушки.
У: Спасибо большое за участие, вы все молодцы, до свидания!
Звучит песня “Кострома” в исполнении гр. “Ив. Купала” - дети выходят из класса.