Задачи урока:
обучающая: повторить, обобщить и развить знания учащихся о многообразии, строении, размножении, приспособленности растений;
воспитательная: формировать навыки групповой работы, взаимопроверки, самооценку, воспитывать бережное отношение к природе;
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их речь, мышление, сенсорную сферу.
Методы обучения:
- по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся; изложение, беседа, самостоятельная работа;
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Объявление условий игры: В игре один раунд, который длится около 30 минут; на раздумье 1 минута. Отвечает команда, капитан которой первой поднимет руку. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, которое отвечает цене вопроса, а также ей предоставляется право выбора следующего вопроса. В случае неправильного ответа, команда штрафуется на соответствующее число баллов, при этом другие команды получают возможность ответить на вопрос. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает ведущий. В игре побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Если у команд нет вопросов, мы начинаем игру! Презентация
Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно выполнившая общее задание за более короткое время.
Перевертыши:
1. СЕНЫЕГОМЕНЛОС (голосеменные)
2. ТОРПАПОНИК (папоротник)
3. ЛИСОРДОВА (водоросли)
4. ХМО (мох)
5. ЕТЫРОКОПМЕСНЕНЫ (покрытосеменные)
Что объединяет эти понятия? (Ээто отделы растений)
Отделы растений | Цена вопроса | ||||
Водоросли | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Мхи | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Папоротники | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Голосеменные | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
покрытосеменные | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Водоросли
5 баллов. Узнайте водоросль (хламидомонада)
10 баллов. В производстве мармелада используют вещество, которое получают из красных водорослей. (Агар-агар)
15 баллов. Какие функции выполняет хроматофор у хлореллы? (окрас, фотосинтез, запас питательных веществ)
20 баллов. Опишите способы размножения водорослей, в зависимости от условий окружающей среды. (Бесполое при благоприятных условиях, половое при отклонении от нормы, т.к.половое размножение может обеспечить появление более приспособленных организмов)
25 баллов. Почему водоросли глубоководья красные, а водоросли мелководья – зеленые? (Водоросли мелководья для фотосинтеза используют красный спектр света, поэтому их пигмент зеленый; больших глубин достигает свет зеленого спектра, поэтому водорослям необходим пигмент красного цвета).
Мхи
5 баллов. Узнайте мох (сфагнум)
10 баллов. Значение мхов в природе (Звено в пищевой цепи, место обитания организмов, заболачивание местности, формирование почв, формирование торфа – топливного и химического сырья)
15 баллов. Какая стадия мхов дольше существует: с коробочкой или без? (В коробочке содержатся сопоры, которые довольно скоро высыпаются; а половая стадия без коробочек существует дольше)
20 баллов. К высшим или низшим растениям относят мхи и почему? (По наличию тканей, вегетативных органов мхи – высшие споровые растения)
25 баллов. В чем отличие сфагнума от кукушкиного льна? (У сфагнума нет ризоидов; разная форма коробочек; сфагнум содержит в стебле и листьях мертвые клетки, которые способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам; благодаря этому сфагнум поглощает воды в 20-25 раз больше своей массы)
Папоротники
5 баллов. Узнайте папоротник (орляк)
10 баллов. Старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июньскую ночь, накануне праздника Ивана Купалы. Считалось, что цветок наделен магической силой – помогает найти клады, скрытые в земле. Скольким людям удалось найти цветок папоротника? (Никто не может найти цветок, т.к. папоротники размножаются спорами и такого органа как цветок у них нет)
15 баллов. Почему папоротники живут только там, где достаточно влаги? (Половое размножение происходит только в присутствии воды)
20 баллов. На что указывает появление хвоща на поле и что делать? (Хвощ предпочитает влажную кислую почву, нейтрализовать которую можно внесением извести)
25 баллов. Почему в каменноугольном периоде господствовали папоротникообразные растения, хотя мхи первыми начали осваивать сушу? (Папоротники были лучше приспособлены к наземному образу жизни, т. к. имели не только стебли и листья, но и корни; успешнее размножались, образуя больше спор)
Голосеменные
5 баллов. Узнайте растение – эндемик пустыни Намиб. (Вельвичия)
10 баллов. Почему в хвойном лесу особенно легко дышится? (В стволе и листьях имеется смола, которая содержит фитонциды, уничтожающие бактерии)
15 баллов. Почему во время урагана ели вырываются с корнем, а сосны ломаются? (Ель имеет широкую корневую систему, расположенную в верхних слоях почвы, у сосны корень глубоко уходит и крепко держит ствол)
20 баллов. Как распространенны ели и сосны по территории России? (В Европейской части преобладает темнохвойная тайга, в Восточной Сибири преобладает сосна, т.к. не прихотлива к почвам; ели в Восточной Сибири растут преимущественно по долинам рек)
25 баллов. Благодаря чему в юрском периоде, когда климат на Земле стал более жарким и сухим, господствовали голосеменные растения? (Они оказались более приспособленными, т.к. половое размножение не требовало наличие воды, семя содержит эндосперм, устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение, лист покрыт кутикулой)
Покрытосеменные
5 баллов. Выберите покрытосеменное растение: гинкго, яблоня, плаун (яблоня)
10 баллов. Назовите главный орган цветка (пестик, а в нем - завязь)
15 баллов. Чей портрет представлен? Каков его вклад в науку? (С.Г. Навашин; открыл двойное оплодотворение у цветковых растений)
20 баллов. Почему выражение кедровые орешки ошибочно? (Кедровыми орешками называют семена сосны сибирской, у нее нет плода – орех, т.к. нет цветка; настоящие кедры растут в Эфиопии и в Гималаях)
25 баллов. Почему растение росянка имеет столь необычный облик? (Растение - хищник приспособлено к условиям с недостаточным количеством азота)
Задания на случай равного количества баллов у команд
- Как называется лист папоротника? (Вай)
- Растение с самой большой ягодой (Арбуз)
- Из чего получают деготь? (Береза)
- Какой химический элемент, необходимый для работы щитовидной железы, содержится в бурых водорослях? (Йод)
- Как в старину использовали мох? (Утеплитель в домах, сфагнум накладывали на раны, добавляли в хлеб для “сытности”)
Подведение итогов.
Домашнее задание: повторение темы, подготовка к контрольной работе.