Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся,
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Оборудование.
1. Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.
Приложение 1. “Репродукции произведений известных художников”.
Приложение 2. “Жанры ИЗО”.
2. Художественные материалы для практической работы.
3. Словарь художественных терминов.
План урока.
1. Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.
2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.
З. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока
Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа — бытового жанра.
Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?
Ответы учащихся. В живописи и графике.
Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других — людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности — портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
Жанры в изобразительном искусстве.
Демонстрация Приложения 2.
1) Анималистический жанр.
2) Портрет — парадный, интимный, групповой.
3) Пейзаж — сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.
4) Натюрморт — цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.
5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.
Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.
Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.
Каков сюжет представленных живописных работ?
Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.
Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Демонстрация Приложения 1 (слайдов 1-4)
Исторический — ему принадлежит особое место. Этот жанр
включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,
Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В.И. Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы”, К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 60—70-х годов, посвященные покорению космоса и т.п.)
Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) — посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
Иллюстрируя понятия этого жанра, учитель демонстрирует (слайды 5-8) произведения Н.Пуссена, А.Ватто, Ф.Гойя, Г.Жерипо, а также В.Верещагина, М.Грекова и др.
Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
Учащиеся: Дают определение сказочно-былинному жанру (демонстрация слайдов 9-11), вспоминая произведения В. М. Васнецова “ Богатыри”, “Витязь на распутье”, “Иван-царевич на сером волке” и др. Учитель дополняет представленный ими ряд картиной М. Врубеля “Демон” и др.
При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются слайды 12-27 картин С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж-П. Давида, Ж-Д. Энгра. А. Лосенко, А. Иванова.
Учитель:
Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи (от франц. benre - род, вид).
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем занятии, на примере знакомства с творчеством “малых голландцев”.
Я предлагаю вам, выполнить поисковую творческую работу индивидуальную или групповую на тему “О малых голландцах”.
Практическая работа.
А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.
Дома доделайте работу и назовите ее.
Домашнее задание.
Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала о малых голландцах.