Актуальность темы определяется тем, что в процессе образовательной работы дети овладевают содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве. Умение правильно определять и соотносить представление о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве, и способах их познания – это необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.
Цель: Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, сравнение чисел, закрепить счет до 10. Умение использовать линейки для измерения длины. Закрепить знания о составе числа.
Мы предположили, что непринужденная обстановка на занятиях, благодаря небольшому количеству детей, и разнообразию вариантов любой из игр, позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка, расширяет кругозор, совершенствует знания и навыки детей.
что содержание и форма подачи предлагаемого материала способны вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Задачи:
- создать модель развивающей среды;
- учить мыслить самостоятельно в игре;
- формировать у детей представление о составе чисел первого десятка.
- развивать у детей ощущение, восприятие, воображение, мышление, личностные качества (сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях).
- дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей;
Материалы к занятию:
Демонстрационный: "Лесная полянка", картинка с рисунком, следы с числами, карточки с примерами < ; > ; =
Раздаточный: Билеты с примерами, листы бумаги с цифрами до 10, счетные палочки, листы с изображениями домиков, карточки с примерами, домики "состав числа", карандаши, линейки.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня нам доставили телеграмму из волшебной страны математики от Феи.
Воспитатель зачитывает телеграмму.
Воспитатель: Ну что ребята поможем Фее?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы быстрей добраться до Феи нам нужен транспорт. А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за чудо синий дом
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
А питается бензином. (Автобус)
Воспитатель: Правильно, мы поедем на автобусе. Давайте попробуем угадать его номер. Первая цифра в номере автобуса обозначает число, стоящее перед числом два (1) Вторая цифра в номере автобуса обозначает число, стоящее после пяти (6) Какой номер автобуса? (16) Правильно, номер автобуса 16.
Воспитатель: А теперь я вам раздам билеты на автобус. На билетах написаны примеры, вы должны их решить, а ответ примера будет обозначать ваше место в автобусе.
Дети решают примеры и рассаживаются, один ребенок шофер.
Воспитатель: Ну что все расселись. Теперь проверим, правильно вы решили примеры или нет. Переверните билеты, там написаны ответы. Все правильно сели?
Дети: Да.
Воспитатель: Отправляемся в страну математики.
Воспитатель: Ребята, мы кажется, приехали. Пойдемте, посмотрим, там лужайка.
Дети выходят из автобуса и встают вокруг "лужайки".
- Лужайка то не простая: и трава, и птицы, и звери-все необыкновенное, сказочное, математическое.
- Что здесь нарисовано? (Лебедь, собака, кошка, трава)
- А какие цифры "спрятались" в рисунках. (Ответы детей)
Под поляной находим одну букву.
- Посмотрите, что мы нашли. Пойдем искать другие буквы.
Воспитатель: Здесь какие-то листочки с точками. Как вы думаете, что же здесь сделать надо? (Соединить точки от 1 до 10)
- Правильно. Берите карандаши и соединяйте точки.
- Что у вас получилось? (Буква "и"). Мы уже с вами отгадали две буквы. Ну что идем дальше? (Да)
Воспитатель: Посмотрите, здесь какие-то палочки. С палочек надо составить рисунок.
Воспитатель показываю рисунок, потом убирает. Дети на память составляют рисунок.
Воспитатель: Ну что сделали?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь проверяем. (Переворачиваю рисунок, дети проверяют)
Воспитатель: Молодцы, все задания выполнили правильно, а вот и наша третья буква. ("Р")
Физминутка:
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь
Справа - друг и слева - друг
Вместе все в веселый круг
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево
Руки вверх, руки вниз!
Верх! И снова наклонись!
Шаг назад и два вперед!
Вправо, влево-поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Повернулись ... разбежались.
Воспитатель: Ребятишки пока мы с вами кружились, кто-то сломал наш автобус. Надо его исправить, а то домой мы не сможем уехать.
Воспитатель: Здесь перепутаны знаки.
Показываем детям карточки, если неправильно написан знак (< > =) устно исправляем.
Воспитатель: Со всеми неравенствами мы разобрались, значит здесь должна быть еще одна буква. Поищем ее. (Дети находят еще одну букву)
Воспитатель: Поедем дальше? (Да)
Воспитатель: Посмотрите, здесь нарисованы два домика и линейки зачем- то лежат? (Надо измерить длину)
Воспитатель: Правильно, надо измерить длину от домика к домику.
Воспитатель: Какой ответ получился?
Дети: 5.
Воспитатель: А здесь буквы разные висят. Может нам надо отсчитать пятую букву? (Отсчитываем пятую букву)
Воспитатель: А вон там еще домики стоят. Пойдем, посмотрим.
Воспитатель: Вам не кажется, что в этих домиках кого-то не хватает?
Дети: Соседей.
Воспитатель: Правильно - соседей. Давайте мы их туда расселим. Дети работают с домиками - состав числа.
Воспитатель: Ну что решили?
Дети: Да.
Проверяем работу.
Воспитатель: Вот еще одну букву разгадали.
Воспитатель: Может, отдохнем? (Давай)
Физминутка:
Отдых наш - физкультминутка
Занимай свои места
Раз - присели, два - привстали
Сели, встали, сели, встали -
Ванька встанькой будто стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали, нам тут кто-то наследил. На следах написаны числа. Нам нужно разложить числа, слева положим нечетные, а справа четные.
Дети выкладывают следы.
Воспитатель: Следы привели нас к еще одной букве. Они нас привели не только к букве, но и к камням. На камнях что написано?
Дети: Цифры.
Воспитатель: Здесь какой-то кармашек есть, а в кармашке примеры. Что здесь надо сделать?
Дети: Найти слагаемое.
Воспитатель: Недостающее число - это камень с нужной цифрой.
Дети решают примеры.
Воспитатель: Ну, вот мы нашли с вами все буквы. Пойдемте, выложим их и прочитаем слово.
Дети выкладывают слово "Пирамида".
В дверь стучится Фея и заходит. Благодарит детей за то, что они ее расколдовали.