Цели:
- напомнить основные права потребителей;
- познакомить с основными статьями Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- научить пользоваться Законом в защите своих интересов.
Оборудование: Закон РФ «О защите прав потребителей» на каждую парту или распечатанные основные статьи, тесты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Мотивация
Ситуация. Иван петров покупает фотоаппарат известной европейской фирмы. Технический паспорт написан на иностранном языке. На просьбу предоставить информацию на русском языке продавец отвечает, что перевод отсутствует. Какое право потребителя нарушил продавец. (Ответ: право на информацию).
Ситуация. Летом на распродаже Лена купила зимние сапоги. А когда надела их зимой в первый раз, у них оторвалась подошва. На претензию по качеству магазин дал отпор, что она ещё бы через 10 лет пришла, ведь гарантия 30 дней со дня продажи, что была распродажа, а на неё вообще гарантия не распространяется и кто эту покупательницу знает, может она уже ходит в этих сапогах месяц и носит неаккуратно. Что в данном случае правда со стороны продавца? (Ответ: ничего. Срок действия гарантии на сезонные товары наступает с момента сезона 15 октября, на распродажу гарантия накладывается как и на все другие товары, а надлежащее качество проверить должна экспертиза, а не оскорбления продавца).
Ситуация. Андрей купил джинсы. Когда он пришел домой перед примеркой срезал все ненужные ярлыки. И примерив понял, что они ему малы. Магазин отказался менять джинсы на другие. Почему? (Ответ. Продавец прав. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.)
2. Объяснение нового материала
1. Всемирная организация союзов потребителей и её действие в мире.
2. Введение понятий «изготовитель», «исполнитель», «продавец».
3. Права потребителей, провозглашенные
Д.Кеннеди 15 марта 1962 года:
– право на выбор;
– право на безопасность;
– право быть услышанным;
– право на информацию.
4. Основные права потребителей, закрепленные Законом РФ «О защите прав потребителей».
Право потребителей |
Статья, его закрепляющая |
1. На просвещение в области защиты своих прав. | 3 |
2. На надлежащее качество товаров | 4 |
3. На безопасность товаров. | 7 |
4. На информацию. | 8-10 |
5. На возмещение морального вреда. | 15 |
6. На судебную защиту | 17 |
3. Работа в группах с раздаточным
материалом по Закону и разъяснению
одноклассникам конкретного права.
Специальные права потребителей: при продаже
товаров (ст. 18-26) и при оказании услуг (ст. 27-39).
Разъясняет учитель.
4. Закрепление
Тесты. Работа ведется самостоятельно, затем обсуждаем коллективно и сверяемся с Законом РФ «О защите прав потребителе». (Приложение 1, Приложение 2)
5. Домашнее задание
Обсудить с родителями значимость Закона РФ «О защите прав потребителей», обдумать как качественнее использовать полученные знания.
Использованная литература:
- Закон РФ «О защите прав потребителей»
- Комментарии к Закону «О защите прав потребителей»/кол. авторов. – М.: Кросна – Лекс, 2007.
- Потребитель в законе. Самоучитель разумного потребительского поведения. — М.: Филинъ, 1995.
- Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: Учебн. для старш. кл. — М.: Вита-Пресс, 2004, гл. 5.