Применение образовательной технологии “Педагогические мастерские” на уроках немецкого языка позволяет автору:
- создать эмоциональный настрой, творческую обстановку на уроке;
- вводить элементы проблемного обучения;
- снять доминирующую роль учителя;
- увеличить объем самостоятельной работы;
- оптимизировать учебный процесс;
- актуализировать знания учащихся по теме и привести их в систему;
- подготовить учащихся к восприятию новых лексических единиц, речевого материала по изучаемой теме;
- содержание урока базируется на жизненном опыте учащихся.
Структура урока в форме педагогической мастерской
Этапы урока | Содержание | Примеры |
Индуктор | - создание
эмоционального фона; - введение в языковую ситуацию (тему) и др. |
музыка, репродукции картин, различные предметы, фото, костюмы, плакаты, театрализованные образы |
Самоконструкция | конструирование индивидуальных знаний; активизация собственных знаний по теме | написать ассоциации по теме; ответить на вопрос и др. |
Социализация (индивидуальная) | работа в парах; первичное предъявление своих знаний; обмен знаниями | формулирование первых определений |
Социоконструкция | работа в группах; анализ своих знаний: их соответствие конструкции групповых знаний, вводов | заполнение таблиц; построение схем, диаграмм; формулирование выводов и др. |
Социализация (групповая) | представление своих знаний всей группе (классу) | защита своей работы перед всей группой |
Разрыв | осознание учащимися неполноты своих знаний | у учащихся должно возникнуть желание пополнить свои знания |
Рефлексия | Самосознание: что происходило на занятии | ответы на вопросы; высказывание своего мнения, оценка происходящего и др. |
Урок разработан по теме “Давайте позаботимся о нашей планете Земля!”.
УМК Немецкий язык. “Шаги”. 7 класс Автор И.Л. Бим, Л.В. Садомова
Задачи урока.
Образовательные.
- Подготовка учащихся к восприятию лексических единиц по теме.
- Умение извлекать необходимую информацию из текста.
- Умение представить свои знания в виде логической схемы.
- Совершенствование речевых умений.
Развивающие.
- Развитие способности учащихся к выявлению причинно-следственных связей, классификации.
- Развитие навыков самостоятельной работы.
- Развитие умения работать в группе, сотрудничать с целью достижения общего результата.
Воспитательные.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Воспитание толерантного отношения к чужим взглядам и мнениям.
- Воспитание бережного отношения к окружающему нас миру, природе.
Оборудование урока.
- Магнитофон, СД-диск “Звуки природы”.
- Выставка плакатов “Schützen wir unsere Erde.
- Коллаж “Wir haben Augen für die Schönheiten der Natur!”.
- Оформление доски “Ökologische Probleme”.
- Раздаточный материал.
- Изображения по теме в электронном варианте, видеоролики.
Этапы урока
Индуктор
- Тема урока не называется.
- Доска, оформленная к уроку, закрыта. Учебники тоже закрыты.
- Учащимся предлагается догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке и самим определить тему урока.
- Звучит музыка из серии “Голоса природы”.
- Демонстрируются фотографии, картинки в печатном или электронном варианте (фото, картинки, ролики по экологическим проблемам).
- Обращается внимание учащихся на выставки.
- Работа со стихотворением “Die Haltestelle”.
- После чтения стихотворения учащиеся отвечают на вопрос “Warum weint die Haltestelle?”.
(Стихотворение взято из учебника (упр. 7 стр. 159), отпечатано и предложено учащимся в виде раздаточного материала).
- Учащиеся высказывают свои предположения, определяя тему урока.
- Четкое формулирование темы и задач урока.
Самоконструкция
- Учащиеся (каждый) получают таблицу:
Tabelle “Ökologische Probleme” | |||
Problem | Grund | Folge | Was ist zu machen? |
- Учащимся предлагается внести информацию в таблицу, используя: свои знания по данной теме, слова и словосочетания из стихотворения (упр. 7 стр. 159), речевой материал с доски, тематических выставок.
- Распределение мини-текстов об экологических проблемах (упр. 2 стр.150-154). Учащиеся, сидящие за одной партой, читают разные тексты.
- Учащиеся (индивидуально) продолжают работать с таблицей.
Индивидуальная социализация
- Выход в социум.
- Работа в парах.
- Первичное предъявление своих знаний.
- Обмен знаниями.
- Пополнение своих знаний за счет знаний соседа по парте.
- Учащиеся вносят информацию в свои таблицы после прочтения мини-текстов (стр. 150-154).
Социоконструкция
- Работа в группе.
- Анализ своих знаний.
- Соответствие своих знаний групповой конструкции.
- Учащиеся обмениваются информацией об экологических проблемах, полученной из текстов.
- Вносят в свою таблицу дополнительную информацию.
- Знакомятся и отрабатывают речевой материал по теме.
Групповая социализация
- Представление всей группе своих знаний
- Учащиеся защищают свои работы.
Разрыв
- Достаточно ли лексических единиц для обсуждения темы?
- Все ли экологические проблемы мы сегодня обсудили?
- Сможем ли мы внести дополнения в нашу таблицу?
Учащиеся на данном этапе урока должны осознать неполноту своих знаний. У них должно возникнуть желание их пополнить
Рефлексия
- Самоосознание. Что же сегодня происходило на уроке?
- Вам интересна тема? Насколько она важна?
- Обсуждение возможных источников дополнительных знаний.
- Обсуждение возможных проектов по теме.
- Подведение итогов урока.