Программа курса по батику "Волшебная кисть"

Разделы: Технология


Тип программы: авторская.

Вид программы: общекультурный.

Продолжительность освоения программы: 9 недель.

Программа рассчитана на 36 часов.

Количество занятий и часов в неделю (на 1 группу): 2 занятия по 2 часа.

Количество обучающихся в группе: 6 человек.

Возрастной диапазон: 10–16 лет

Уровень освоения: общекультурный.

Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

Пояснительная записка

С древнейших времен известна ручная роспись по ткани – батик. Время зарождения батика в Индонезии до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые ученые относят возникновение этой техники к первым векам н.э., другие склоняются к иной дате - 14 веку, времени возникновения прибора при помощи которого наносится рисунок на ткань растопленным воском (резервом). На сегодняшний день батик является одним из самых популярных видов прикладного творчества, в мире машинных технологий интерес к рукодельным материалам становиться все больше.

Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. Именно поэтому батик так актуален для воспитанников детских домов, для которых характерно:

  • нарушение мелкой моторики и речи;
  • поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться, эмоциональная нестабильность, неадекватная самооценка;
  • отсутствие бережливости и ответственности;
  • бедность мотивационной сферы, агрессивность;
  • не умение и не желание трудиться.

Одним из направлений трудовой адаптации воспитанников в детском доме является занятия декоративно-прикладным творчеством. В результате этой деятельности воспитанники имеют возможность более глубоко осознать, что только упорной, кропотливой работой можно чего-то добиться в жизни, осознать необходимость трудиться на пользу общества, выработать потребность в труде. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в коллективе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем возрасте. Кроме этого в процессе труда развиваются творческие способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

При выборе форм, методов и приемов обучения мы учитывали возрастные, индивидуальные и психологические особенности воспитанников детского дома. Еще В.А. Сухомлинский говорил: “Истоки способностей, дарований детей – на кончиках пальцев”. Именно практические занятия увлекают ребенка, помогают развитию его творческих способностей. Поэтому в данной программе 80% содержания отведено на практические занятия.

Очень важно и полезно приобщить наших воспитанников к изучению различных видов искусств. Важным является и тот факт, что занятие батиком может приносить доход. А подготовка выпускника к самостоятельной жизни, умению заработать собственным трудом является основной задачей детского дома.

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в самостоятельной жизни, преодолевать жизненные трудности, подходить к решению проблемы творчески. Творческая деятельность воспитанников выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Актуальностью данного курса является его практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни воспитанников после выпуска из детского дома.

Цель курса – научить декорировать жизненное пространство детей с помощью техники батик, использовать работы по батику, как способ зарабатывать деньги, развить у ребёнка мотивацию к познанию, развития творческих способностей.

Задачи:

В обучении:

  • учить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами
  • учить основам композиции и колористики и применение их в самостоятельных творческих работах
  • Обучать работать в различных техниках батика
  • обучать навыкам мыслительной деятельности, самостоятельно добывать знания

В воспитании:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
  • формировать нравственные основы личности, потребность личности в непрерывном самосовершенствовании;
  • формировать гуманистическое отношение к окружающему миру,
  • воспитывать дружный, творчески сплоченный коллектив;
  • привить любовь к труду и уважение к людям труда

В развитии:

  • расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;
  • развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;
  • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус воспитанников, творческие способности ребенка через практическую деятельность;
  • развитие созидательных возможностей личности;
  • расширение кругозора воспитанников;
  • ознакомить со способом решения материальных трудностей;

В оздоровлении:

  • обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка;
  • укреплять психическое здоровье ребенка;

Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся строится на чередовании разнообразных видов деятельности учащихся: теоретические, практические занятия, выставки, конкурсы, фестивали.

Используемые методы в образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Условия реализации курса:

  • педагог, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками
  • просторного, светлого помещения не менее, чем на 6 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно-техническими нормами.
  • оборудования: столов, стульев шкафов для хранения материалов.
  • материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, карандашей, кистей, ножниц, резервирующих составов для ткани, красителей для ткани, стеклянных трубочек, рам, подрамников, тканей для росписи, палитр, контуров по ткани, банок для воды, скрепок, кнопок, малярного скотча, фена, утюга и др.).
  • материалов для теоретических занятий: (учебных пособий; видео и аудио материалов и соответствующей техники для них; и т.д.)

При выборе форм, методов и приемов обучения всегда учитываются возрастные, индивидуальные и психологические особенности воспитанников детского дома.

Ожидаемые результаты:

К концу курса обучения воспитанник должны знать:

  • историю художественной росписи тканей
  • законы композиции;
  • основы цветоведения;
  • некоторые понятия, термины изобразительного искусства батик
  • способы, приемы и различные технологии росписи ткани.
  • материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи
  • технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами

Уметь:

  • правильно пользоваться инструментом для росписи
  • выбирать и обрабатывать ткань для росписи
  • выполнять различные техники росписи ткани
  • организовать свое рабочее место
  • сознательно выбирать расположение и формат работы в зависимости от содержания, составить композицию;
  • передавать фактуру, создавать несложные орнаменты;
  • активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

Контроль за знаниями, умениями, и навыками воспитанников:

  • вводный,
  • текущий,
  • периодичный,
  • итоговой.

Формы контроля: рейтинг готового изделия, наблюдение, беседа, объяснения учащихся, практический контроль.

Учебно-тематический план

Т е м а Количество часов
общее теория практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Оснащение и материалы, применяемые в росписи ткани 2 1 1
3 Основы композиции 4 2 2
4 Основы цветоведения. 4 2 2
5 Дополнительные эффекты и устранения ошибок 2 1 1
6 Основные виды росписи по ткани. 6 1,30 4,30
6.1 Свободная акварельная живопись 2 0,30 1,30
6.2 Узелковая техника 2 0,30 1,30
6.3 Холодный батик 2 0,30 1,30
7 Выполнение работ в технике холодный батик 14 0 12
8 Итоговая выставка работ 2 0 2
Всего: 36 10 26

Список литературы

  1. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н.Н. Соболева. М. -Л., 1931.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., педагогика 1977. -192 с.
  3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Мосва 1925. -240 с.
  4. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2, с.33-43.
  5. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей: учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 2003. - 160 с. (Под грифом Министерства образования РФ.)
  6. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2003 г. -176 с.
  7. Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издательство “Радуга”, 2002. – 160 с.
  8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования. М., 2002. -192 с.
  9. Иващенко Ф.И. “Труд и развитие личности школьников”. Книга для учителя. – М; просвещение; 1997.
  10. Искусство батика: Для начинающих и студентов художественных вузов: Пер. с нем. / Пер. Е. Успенская. - М.: Внешсигма, 2000; М.: АСТ, 2000. - 112 с.
  11. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани/ Кожохина С.К. Худож.: Г.В. Соколов, В.Н. куров. - Ярославль: Академия развития 2006. – 144 с.: ил. – (Новое в детскую мастерскую).
  12. Комплекс сопровождения и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
  13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения школьников: Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004 г.
  14. Корюкин В.Н. Батик. - Л., 1978. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. - Мн.: Беларусь, 2002. - 151 с.: ил.
  15. Маслов С.И. Развитие творческих возможностей школьников на уроках трудового обучения// Начальная школа (журн.). 2003 г. - №8. С. 69-71.
  16. Основы художественного ремесла В.А. Барабулина и О.В. Танкус Москва “Просвещение” 1978 г.
  17. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: сборник статей./ Сост. Е.В.Шорохов, А.Е.Терентьев, А.И.Васильев. М.: 1995.
  18. Сборник инструктивно-методических материалов по вопросам программно-методического обеспечения дополнительного образования детей. Составители: Горанова П.В., Ершова Г.В., Титкова Ю.А., Алимова Л.Д.
  19. Технологии росписи ткани Л. Алферов. Ростов-на-Дону “Феникс”. 2000 г.
  20. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. - М.: Педагогика, 1990, с. 13-20, с. 98-104.
  21. Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск.1970.
  22. Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ. - М.: Ниола-Пресс, 2002 г. - 256 с.
  23. Эстетика. Под. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 240 с.
  24. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2004 г. - 192 с.