Цели:
- создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о пользе ржаного и пшеничного хлеба;
- развитие самостоятельной деятельности путём овладения техникой исследовательского поиска.
Задачи:
- расширить знания о пользе хлеба, его составе; различие ржаного и пшеничного хлеба;
- с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности;
- развивать умения работать с энциклопедической и справочной литературой;
- развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний;
- формировать умение работать в группе;
- воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- рисунки, подготовленный в процессе домашнего исследования, материал обучающихся;
- пословицы.
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Введение в тему.
Витя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Витя спросил:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внучек.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внучек.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А любимые ватрушки, где?
- И ватрушки здесь. Все здесь, внучек.
Витя смотрит на усатые колосья и хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где ватрушки.
- Что за чудо колоски описываются в этой сказке? (Рожь, пшеница)
- А кто знает, как отличить рожь от пшеницы?
- Посмотрите на слайд и попробуйте определить эти злаковые культуры. (Молодцы)
- Что делают из пшеницы, ржи?
- О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятие?
3. Актуализация знаний.
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь золотая? -
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!
Е.Серова
а) Беседа.
- Почему так ответили колоски? (Хорошо заботились люди)
- Что можно увидеть на улицах города порой, иногда даже в школе? (Ххлеб, булки бросают на пол)
- А, что делать, если хлеб зачерствел? (Можно изготовить сухари, гренки)
- А кто знает, как давно появился хлеб?
б) Дополнительный материал приготовленный детьми.
Сначала люди питались сырыми зернами. Затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу.
Считается, что именно каша была первой “праматерью” хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно, женщина, готовившая еду для своей семьи, “спекла” однажды кашу и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако, из этой “ошибки” люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши.
Ученые археологи разных стран после изучения большого количества материала выяснили, что первым “хлебным растением” надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в древности
4. Групповая работа.
Пословицы о хлебе.
За многолетнюю историю выращивания хлеба люди сложили об этом удивительном продукте много пословиц и поговорок.
У вас на столах лежат пословицы, но они рассыпались, ваша задача собрать их, объяснить и поделиться своим мнением друг с другом в группе.
Не удобришь рожь, | соберешь хлеба на грош. |
Покуда есть хлеб да вода- | всё не беда. |
Кто трудиться рад | тот будет хлебом богат. |
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; | а хлеба край, так и под елью рай. |
Плох обед | всё не беда.коли хлеба нет. |
Проверка пословиц на экране.
5. Физминутка.
Я возьму мяч большой
Подниму над головой
Прогну спину
И мяч кину.
6. Исследование.
- Какой хлеб вам больше нравиться кушать?! Многим по вкусу белый хлеб, некоторым чёрный.
- А какой полезнее?!
а) Гипотеза.
- На прошлом занятии мы услышали 2 гипотезы, т.е. предположения. Одни сказали полезней белый (пшеничный) хлеб, другие чёрный (ржаной). Смогли мы ответить на этот вопрос? (Нет)
- Почему? (Не хватило знаний)
б) Способы поиска информации.
- А если не хватает знаний, что вы обычно делаете?
- Спрашиваем у взрослых.
- Читаем в энциклопедии.
- Смотрим в интернете.
- Сегодня вы готовы доказать своё мнение? (Да)
в) Обсуждение найденной информации.
- Я предлагаю обсудить этот вопрос в группе, поделиться друг с другом информацией и затем рассказать нам, к какому мнению вы пришли. (4 мин.).
Группы вывешивают информацию на доску.
г) Выводы.
7. Итог.
Какова была тема нашего исследования? (Какой хлеб полезен?)
- К какому мнению мы пришли? (Полезен и белый хлеб и чёрный. В чёрном больше витаминов, но людям страдающим болезнью желудка не рекомендован чёрный, а предпочтительнее белый хлеб или сухари из него)
8. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Хотел бы ещё узнать …