Внеклассное занятие "Плох обед коли хлеба нет"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

- создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о пользе ржаного и пшеничного хлеба;

- развитие самостоятельной деятельности путём овладения техникой исследовательского поиска.

Задачи:

- расширить знания о пользе хлеба, его составе; различие ржаного и пшеничного хлеба;

- с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности;

- развивать умения работать с энциклопедической и справочной литературой;

- развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний;

- формировать умение работать в группе;

- воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор;

- рисунки, подготовленный в процессе домашнего исследования, материал обучающихся;

- пословицы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Введение в тему.

Витя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Витя спросил:

- Бабушка, а тут что растет?

- Хлеб, внучек.

- Хлеб? А булки где?

- И булки здесь, внучек.

- А баранки?

- И баранки здесь.

- А любимые ватрушки, где?

- И ватрушки здесь. Все здесь, внучек.

Витя смотрит на усатые колосья и хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где ватрушки.

- Что за чудо колоски описываются в этой сказке? (Рожь, пшеница)

- А кто знает, как отличить рожь от пшеницы?

- Посмотрите на слайд и попробуйте определить эти злаковые культуры. (Молодцы)

- Что делают из пшеницы, ржи?

- О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятие?

3. Актуализация знаний.

Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь золотая? -
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят!

Е.Серова

а) Беседа.

- Почему так ответили колоски? (Хорошо заботились люди)

- Что можно увидеть на улицах города порой, иногда даже в школе? (Ххлеб, булки бросают на пол)

- А, что делать, если хлеб зачерствел? (Можно изготовить сухари, гренки)

- А кто знает, как давно появился хлеб?

б) Дополнительный материал приготовленный детьми.

Сначала люди питались сырыми зернами. Затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу.

Считается, что именно каша была первой “праматерью” хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно, женщина, готовившая еду для своей семьи, “спекла” однажды кашу и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако, из этой “ошибки” люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши.

Ученые археологи разных стран   после изучения большого количества   материала выяснили, что первым “хлебным растением” надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб.  Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в древности

4. Групповая работа.

Пословицы о хлебе.

За многолетнюю историю выращивания хлеба люди сложили об этом удивительном продукте много пословиц и поговорок.

У вас на столах лежат пословицы, но они рассыпались, ваша задача собрать их, объяснить и поделиться своим мнением друг с другом в группе.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб да вода- всё не беда.
Кто трудиться рад тот будет хлебом богат.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай.
Плох обед всё не беда.коли хлеба нет.

Проверка пословиц на экране.

5. Физминутка.

Я возьму мяч большой
Подниму над головой
Прогну спину
И мяч кину.

6. Исследование.

- Какой хлеб вам больше нравиться кушать?! Многим по вкусу белый хлеб, некоторым чёрный.

- А какой полезнее?!

а) Гипотеза.

- На прошлом занятии мы услышали 2 гипотезы, т.е. предположения. Одни сказали полезней белый (пшеничный) хлеб, другие чёрный (ржаной). Смогли мы ответить на этот вопрос? (Нет)

- Почему? (Не хватило знаний)

б) Способы поиска информации.

- А если не хватает знаний, что вы обычно делаете?

- Спрашиваем у взрослых.

- Читаем в энциклопедии.

- Смотрим в интернете.

- Сегодня вы готовы доказать своё мнение? (Да)

в) Обсуждение найденной информации.

- Я предлагаю обсудить этот вопрос в группе, поделиться друг с другом информацией и затем рассказать нам, к какому мнению вы пришли. (4 мин.).

Группы вывешивают информацию на доску.

г) Выводы.

7. Итог.

Какова была тема нашего исследования? (Какой хлеб полезен?)

- К какому мнению мы пришли? (Полезен и белый хлеб и чёрный. В чёрном больше витаминов, но людям страдающим болезнью желудка не рекомендован чёрный, а предпочтительнее белый хлеб или сухари из него)

8. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Хотел бы ещё узнать …