Изучение темы рассчитано на 2 урока. Презентация, сопровождающая урок выполнена с использованием функции “гиперссылка”, что позволяет учащимся самостоятельно выстраивать порядок изучения микротем. Приложение к уроку (стихотворения, отрывки произведений, таблица) размещено на отдельных листах. Такое расположение дает возможность учителю непосредственно с компьютера распечатывать необходимый материал. В сопровождении к уроку (презентация) помещены музыкальные произведения т. к. при копировании может возникнуть проблема с воспроизведением музыки. В этом случае необходимо снова наложить музыку в презентацию.
Тема “Первооткрыватели” изучается учащимися самостоятельно (чтение раздела параграфа). Цель: доказать, что XIX век – век открытий.
Цели урока: рассмотрение изменений во всех направлениях культуры, определение значения всех изменений, формирование умений работать с историческим источником, выяснение значения термина “золотой век русской культуры” воспитание чувства гордости за свою страну уважения к деятелям культуры, внесшим изменения в развитие Российской империи.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник истории России XIX века, пакет документов.
Примечание: изучение темы рассчитано на 2 часа, сопровождается презентацией, учащиеся разбиты на группы, группа, первая группа, выполнившая задание получает бонус (флажок, кружок или другой значок)
Ход урока
Учащимся предлагается проявлять самостоятельность и выстраивать ход урока исходя из предложенных блоков работы:
1 блок “образование и наука”;
2 блок “литература”;
3 блок “живопись, архитектура и скульптура”;
4 блок “Быт и обычаи”;
5 блок “первооткрыватели”;
6 блок “ музыка и театр”.
1 блок “Образование и наука”
Цель: познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине 19 века, а также с достижениями российской науки.
План:
- Грамотность в России ;
- Развитие науки;
По ходу рассказа учителя , дети составляют схему
Учитель: уровень образования общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок. Население состояло главным образом из крестьянства, которое было неграмотным. Поэтому усилия правительства Александра 1 были направлены на создание системы государственного образования она состояла из:
1 блок “Образование и наука”
В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” “без различия полу и лет”. Они создавались как в городе так и в селе. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городов или на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.
Приходские училища: для самых низших состояний. Изучали грамоту, арифметику, Закон Божий
Уездные училища: для детей купцов, ремесленников и других городских жителей. Изучали русский язык, арифметику, начала геометрии, историю, географию,
Гимназия: для детей дворян, купцов, чиновников , подготавливали к поступлению в университет
Обратить внимание на преемственность
В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали как правило два учителя, преподавали по 7 – 8 предметов. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае 1 в 20 гг. 19 века был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он в частности, должен был определить перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.
19 августа 1827 года вышел рескрипт “Предметы учения и самые способы преподавания”. В нем говорилось: “… должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся” необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем сужено ему оставаться”.
– Как вы понимаете слова документа?
Проверка схемы, анализ
Выше образование давали университеты (напомнить что первый университет был открыт при Елизавете в 1755 г. Близкое к университетскому давали лицеи.
1 блок “Образование и наука”
Первый лицей Александровский (Царскосельский) в 1811 г. 19 октября сего года сели за парты 13 мальчиков. Им было по 12 лет. По окончании они могли больше нигде не учиться. Срок обучения – 6 лет.
Учили: ин. языки, историю, географию, математику, право, артиллерийское дело, физику и т.д.
– Где в дальнейшем выпускники данного лицея смогли бы применять свои знания? (участвовать в управлении Россией)
В лицее соблюдался строгий режим дня, занятия чередовались с уроками танцев, прогулок. Домой ездить было нельзя.
Связать с краеведением (один из выпускников Царскосельского лицея похоронен в г. Бронницы)
А.С. Пушкин написал стихотворение воодушевленный дружбой лицеистов:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское село.
Добавить про домашнее образование.
Еще отсутствовала система женского образования. Исключением было дворянское сословие: для дворянок существовали закрытые институты среднее образование), время обучения 7 – 8 лет. Изучали : арифметику, словесность, историю, ин. языки, музыку, танцы, домоводство. В начале 19 века в Москве и Санкт-Петербурге открыли учебные заведения для дочерей обер-офицеров.
Задание: на доске сопоставить название университета, дату (стр. 102)
1 блок “Образование и наука”
Были открыты еще пять: Дерптский (1802), Казанский(1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819)
Наука:
– можно ли логически соединить два понятия “наука” и “экономическое развитие страны”?
По ходу рассказа учителя “нанизать на ленту” названия наук, в которых произошли кардинальные перемены.
Биологи: разрушена теория о неизменяемости растений и животных;
И. А. Двигубский (1806) разработал теорию об изменяемости земной поверхности с течением времени.
Карл максимович Бэр стал предместником Ч. Дарвина и открыл “Всеобщий закон развития природы” (1834).
Была собрана коллекция животных и растений, открыт Крымский ботанический сад.
Медицина: основоположник военно– полевой медицины Николай Иванович пирогов впервые при операции стал использовать наркоз, гипсовые повязки;
Геология: геология подолжается борьба плутонистов и нептунистов
Нептунисты – все геологические процессы обусловлены действием воды
Плутонисты – все геологичекие процессы обусловлены наличием центрального огня, геологическими исследованиями охвачена вся территория страны, особенно Забайкалье и Дальний Восток. К 1840 г была составлена геологическая карта России (автор Ник. Ив. Кокшаров)
Астрономия:
1839 год создана Пулковская обсерватория.
1 блок “Образование и наука”
Математика
Создание неевклидовой геометрии (автор Н. И. Лобачевский)
Физика:
1802 разработана гальваническая батарея В.В.
Петровым (прообраз электрической лампочки). На
западе такое изобретение появилось через 7 лет.
1840 г. Якоби Борис Семенович изобрел метод
гальванопластики(нанесение тонкого слоя металла
на поверхность при помощи электричества
1850 г. изобретен буквопечатный аппарат для
телеграфа
1832 – Павел Львович Шиллинг изобрел телеграф
Химия
1826–1827 гг П.Г. Соболевский и В.В. Любарский положили начала основам порошковой металлургии
К.С. Киргхоф получил искусственно глюкозу.
Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создали устойчивые красители.
1830 Е. и М. Черепановы построили паровую ж.д.
1843 г начата строительство первой двухпутной ж. д. между Санкт-Петербургом и Москвой.
П.П. Аносов разработал технологию получения булатной стали.
Закрепление: Группы получают таблицу, которую надо исправить.
1. П.П. Аносов | а.телеграф |
2. Н.И. Лобаческий | б.первая пароая ж.д. |
3. Б.С. Якоби | в. гальваническая батарейка |
4. П.Л. Шиллинг | г. наркоз, гипсовая повязка |
5. Н.И. Пирогов | д. неевклидова геометрия |
6. Н.И. Кокшаров | е.первая геологическая карта |
7. В.В. Петров | ж. изготовление булатной стали |
8. Е. и М. Черепановы | з. гальванопластика |
Ответы: 1– ж, 2– д,3– з,4– а,5– г,6– е,7– в,8– б.