Этапы технологии |
Действия |
|
учителя |
учащихся |
|
Анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования) | Создание условий для введения учащихся
в проект; показ видеоряда, учебный диалог. Подведение учащихся к формулировке задач исследования. |
В процессе работы формулируется проблема: каким образом создаются измерительные приборы, определяется, что можно измерять у ветра. |
Постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования) | Предложение по созданию простейшего измерительного прибора в творческих малых группах, подведение к обсуждению методов и способов действий. | В процессе учебного диалога высказываются гипотезы, в группах предлагаются и обсуждаются варианты, способы дальнейшей работы. |
Выбор средств достижения цели (обсуждение способов оформления конечных результатов презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров) | Конкретизировать способ оформления творческой работы учащимися. Напомнить о важности правильной организации работы группе с целью создания прибора и его защиты. | Повторяются важнейшие правила успешной групповой работы, распределяются роли в творческой группе. |
Поиск и обработка информации ( ее анализ и синтез) |
Подготовка необходимых наборов материалов для конструирования приборов группами. Обращение внимания учащихся на разнообразие предметов для создания прибора и необходимость их отбора для выполнения конечной задачи урока. | Учащиеся после распределения ролей в группе выполняют различные работы: готовят эскизы, простейшие чертежи будущих приборов и обсуждают их, осуществляют подбор необходимых предметов для конструирования измерительного прибора. |
Оценка полученных результатов и
выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация) |
Создание атмосферы для проведения
защиты группами их творческих продуктов, помощь
выступающим представителям групп: наводящие
вопросы, использование электрического прибора
(фена) для проверки эффективности созданного
прибора. Подведение учащихся к выводу о
соответствии или несоответствии их прибора цели
исследования. Использование подводящего диалога для осознания учащимися необходимости использования в измерительном приборе шкалы порядка. |
Представители каждой группы защищают
свой прибор: демонстрируют его, показывают в
действии, отвечают на вопросы. В результате
классной дискуссии делается вывод о
соответствии созданного прибора требованиям
измерительных приборов. Предлагаются способы
доработки полученных изделий. Моделирование общей схемы измерительного прибора. |
Выводы (выдвижение новых проблем исследования в самых различных формах, рефлексия) |
Подводятся итоги урока, отмечается успешность работы каждой группы независимо от полученного результата. Анализируется, что понравилось, получилось на уроке, какие трудности были. Сравнение творческой работы групп с работой учёных, предложение доработать приборы дома или попробовать создать другие приборы тем, кто заинтересовался. | Учащиеся высказываются о групповой
работе: получилась ли она, как оценивают работу в
целом, кто из участников был самым активным,
догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Предлагаются новые проблемы для дальнейших исследований. |
Интегрированный урок окружающего мира и технологии:
“Измерение условно измеряемых
величин. Сила ветра.
Создание простейших измерительных приборов”.
Цель учителя: организовать открытие детьми приёма оценивания условно измеряемых величин с помощью шкалы порядка.
Задачи:
- развивать внимание и наблюдательность, воображение и фантазию учащихся;
- учить представлять результаты собственных действий;
- развивать умения высказывать свои суждения, формировать умение анализировать работу;
- способствовать приобретению коммуникативных умений, формировать умение работать в группе.
Обеспечение:
Материально-техническое: вентилятор, фены, скотч, лёгкие ленточки, полоски целлофана, бумага, воздушные шарики (надутые и ненадутые), линейки, коробки из-под обуви, карандаши с ластиками, палочки, стаканчики из-под йогурта, верёвки, пластилин, резинки, пластиковые бутылки, тазики с водой, разнообразные предметы, как нужные, так и не нужные для работы. Все комплекты материалов рассчитаны на 5 групп (по 4-5 человек).
Учебно-методическое: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва учебник-тетрадь “ Окружающий мир” (2 класс, 1 часть); Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва “Окружающий мир” методические рекомендации для учителя (2 класс).
Информационное: Электронная презентация “Ветер”, интерактивная доска.