Урок литературного чтения по теме "Особенности рифмовки в стихотворениях А.Белого «Весна», Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…», С.Маршака «Как поработала зима!»"

Разделы: Начальная школа


Рифма подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувство воспринимающего (слушателя, читателя) ждёт рифмы и поэтому испытывает наслаждение, услышав её.

Задачи урока:

– ознакомиться со стихами, где сочетаются три вида рифмы;
– осознать содержательность этого приёма;
– развивать и обогащать речь учащихся;
– развивать внимание, творческое воображение;
– воспитывать интерес к предмету и культуру общения.

Оборудование: учебник литературного чтения 4 класс Н. А. Чуракова; карточки; схемы рифм.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию

1) – Разгадайте шараду и вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

Первый слог – скала морская,
Второй от мамы дорогой,
А вместе получаем слово,
Которое найдёшь в строфе любой. (риф-ма)

– Вспомните, с какими видами рифм мы познакомились на прошлом уроке? (парная, перекрёстная, охватная)

– Покажите на доске при помощи кругов эти виды рифм и соотнесите с названием.

2) – Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения А. Пушкина “Зимняя дорога”. Какой вид рифмы в этом стихотворении? (перекрёстный)

– Послушаем чтение. (Чтение детьми стихотворения)

3) Работа в группах (каждой группе предлагается карточка с поэтическим произведением).

– Определите вид рифмы:

А) Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Б) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

В) Солнце по небу гуляло
И за тучки забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

Г) Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.

Д) Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка …
Вот и вся считалка.

Е) Лиса рожью шла,
Лиса грош нашла.

(Каждая группа читает свою карточку, называет вид рифмы)

(Во всех стихах используется одна и та же рифма – парная)

Вывод: В детских стихах и малых жанрах фольклора часто используется парная рифма.

II. Работа по новой теме

1) – Прочитайте стихотворение (с.163-164). Определите вид рифмы. Возьмите карандаши и соедините рифмующиеся слова. (Рифма охватная)

– Почему поэты выбрали эту рифму? (Охватная рифма как бы закольцовывает изображаемое, создаёт целостную законченную картину).

– Случайно ли, что именно весна, вдохновившая поэтов, побудила их обратиться к этой рифме? (Конечно, не случайно. Весной погода часто меняется. Эта рифма помогает передать это разнообразие весенних изменений. И в целом создаёт картину наступившей весны.)

2) (Выразительное чтение стихов 2-3 человека)

III. Физминутка

IV. Продолжение работы по теме

1) Анализ стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!”

– А бывает ли так, что в одном стихотворении поэт использует сразу три вида рифм? (Предположения детей)

2) Выразительное чтение стихотворения учителем (с. 164)

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите, какие виды рифм использовал поэт.

(Ребята должны обнаружить, что в первом четверостишии рифма парная; во втором – перекрёстная; в третьем – охватная).

3) Работа в группах

– Сейчас мы с вами займёмся исследовательской работой. Постараемся обобщить наши знания по теме “Рифма” и заполнить таблицу.

Виды рифм

Образ, созданный рифмой

Парная  
Перекрёстная  
Охватная  

Работа ведётся по группам. Каждая анализирует по одному четверостишию стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!” и выбирает из ряда карточек слова, раскрывающие образ, созданный данной рифмой.

Задание

  1. Ещё раз прочитай свой отрывок. Обратите внимание на темп чтения.
  2. Какая картина создана поэтом при помощи этой рифмы?
  3. Имеет ли эта картина законченный характер?
  4. Какие чувства вызывает у вас картина, созданная поэтом?
  5. Выбери подходящие карточки.

Заслушиваются ответы каждой группы и заполняются графы таблицы.

Виды рифм

Образ, созданный рифмой

Парная Энергичный, эмоциональный, жизнерадостный
Перекрёстная Спокойный, размеренный
Охватная Уравновешенный, завершённый, законченный

V. Игра “Буриме”

– Теперь вы знаете три вида рифм. Предлагаю вам попробовать себя в роли поэтов и сочинить четверостишия, используя данную рифму. Такая игра называется “Буриме”.

(Детям предлагается рифма. Сочинять можно по группам).

Капель – апрель
Весной – домой

(Например:

За окном звенит капель.
Начинается апрель.
Ах, как хорошо весной!
Нам не хочется домой!)

– Какой вид рифмы использован? Почему? (Парная рифма, она самая простая)

VI. Итог урока

– Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
– Расскажите, чему учились на уроке?
– Что получилось? 
– Что было трудно?
– У каждого из вас на столах лежит лесенка из пяти ступенек. С её помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?
– Урок окончен, спасибо!

VII. Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворения С. Маршака (с. 164)
  2. По желанию сочинить стихотворение о маме.