Цели урока:
- познакомить с особенностями конструкции плашки для лова горностая, найти доступный способ изготовления пружины собственной конструкции, продолжать формировать умения в составлении конструкторско-технологической документации;
- развивать творческое мышление, конструкторские способности;
- воспитывать трудовые, эстетические, патриотические качества личности.
Оборудование: плашка на горностая, измерительные и чертёжные инструменты.
Ход урока
Организационный момент.
Ознакомление учащихся с темой и целью урока.
Повторение пройденного материала.
Вопросы учителя:
Что такое плашка и на кого она выставляется? (деревянная ловушка на горностая).
К какому виду ловушек она относится? (деревянные самоловы)
Какие преимущества и недостатки плашек вы знаете? (преимущества: хорошая удерживающая способность, не портит шкуру животного; недостатки: громоздкие размеры, так как необходима тяжёлая давящая часть - давок).
Изложение программного материала.
Слово учителя.
Деревянные ловушки обычно громоздкие, но есть исключение. Рассмотрите внимательно представленную плашку. Демонстрация рабочей ловушки и рисунка её постановки.
Рисунок 1. Постановка плашки.
Вопрос к детям: почему эта ловушка не громоздкая? (Давок лёгкий). Что позволило сделать такой лёгкий давок? (Наличие давящей пружины).
Рассказ учителя об истории создания этой ловушки.
Примерно в 70-е годы прошлого столетия два молодых охотника, узнав о существовании плашек на соболя и белку, решили сделать подобную ловушку на песца. Все их усилия закончились неудачей: ловушка получилась громоздкой и достойно не работала. Эта ловушка с усовершенствованной конструкцией попала на глаза опытному охотнику Плотникову А.С. ( местному Кулибину ). Он сразу заметил, что с этими изменениями и некоторой доработкой можно создать небольшую, удобную в обращении ловушку не на песца, а на горностая. В процессе работы он столкнулся с проблемой: подобрать недорогой, широко распространённый пружинящий материал. В выборе остановился на автомобильной резине. В результате испытаний у ловушки обнаружился недостаток - замерзала на морозе резина и частично теряла свои пружинящие свойства.
Эту проблему помог решить случай. В это время другой охотник - Байкалов Э.И., ремонтируя капканы, предложил использовать в конструкции плашки пружины от пришедших в негодность капканов, которые имелись в избытке. Вместе они доработали конструкцию, и ловушка стала использоваться в массовом вылове горностая.
В результате удачно были решены две проблемы: создана удачная ловушка и использованы части неисправных капканов.
Ставлю проблему: для изготовления плашки у нас отсутствуют пружины от капканов. Необходимо подобрать замену капканной пружине, которая не ухудшит уловистости плашки, но будет более доступна в наше время.
Решение проблемы изыскиваем вместе с учениками:
1.Заслушиваем разные предложения и даём им оценку.
2.Останавливаемся на выборе: накрутить из стальной проволоки двойную пружину серповидной формы с дополнительным кольцом. Проволоку берём из отходов, оставшихся после натяжки электролиний.
3. Чертим эскиз новой пружины совместно с учителем.
Рисунок 2. Эскиз пружины для плашки на горностая.
4. Проговариваем этапы изготовления пружины.
№ п/п | Последовательность выполнения работы. | Инструменты и приспособления. |
1 | 2 | 3 |
1. | Отмерить заготовку (d4х880мм.), отрезать и выправить её. | Линейка, чертилка, зубило, молоток, правильная плита. |
2. | Разметить заготовку согласно эскизу. | Линейка, чертилка. |
3. | Согнуть заготовку пополам. | Тиски, оправка d 10 мм. |
4. | Закрутить по полтора витка на свободных концах заготовки до угла 300. | Тиски, оправка d 30 мм., угломер. |
5. | Согнуть концы под прямым углом. | Тиски, молоток. |
6. | Проконтролировать размеры и качество. | Линейка, угломер, штангенциркуль. |
Таблица 1.Технологическая карта. Изготовление пружины для плашки.
Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с особенностями конструкции плашки на горностая и внесли свои изменения в конструкцию. На последующих уроках будем заниматься изготовлением плашки с новой пружиной.
Домашнее задание.
Разработать технологическую карту на изготовление пружины. По возможности приготовить материал (проволоку) для изготовления пружины.
Оценивание Активно работающим на уроке ученикам выставляю отметки.