Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить знания о комнатных растениях. Познакомить с новым комнатным растением - фикусом.
- Продолжать учить описывать комнатные растения, обследовать их зрительно - осязательным способом.
- Учить, по словесному описанию, находить комнатное растение.
- Упражнять в узнавании листьев комнатных растений на тактильной основе.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ.
- Развивать тактильное восприятие.
- Развивать зрительные функции, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал:
комнатные растения (герань,
фикус, комнатный виноград, фиалка), картинки -
контуры с изображением комнатных растений
(фикуса, фиалки, комнатного винограда, герани).
Структура занятия
I. Вводная часть.
Беседа о комнатных растениях.
II. Основная часть:
- Д/и "Знакомство с фикусом".
- Д/и "Отгадай, что за растение".
- Зрительная гимнастика.
- Д/и "Чудесная коробочка".
- Д/и "Обведи через кальку".
III. Заключительная часть:
Подведение итогов и анализ деятельности детей.
Ход занятия
I. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята.
- Скажите, что стоит на столе? (Цветы).
- Вы знаете, как они называются? (Фиалка, комнатный виноград, герань).
- Всё это - комнатные растения. Давайте познакомимся с ними поближе.
II. Основная часть.
1. Д/и "Знакомство с фикусом".
- Я вам покажу новое комнатное растение. (Тифлопедагог ставит на стол фикус) Он называется фикус.
- Какого размера фикус? (Большой).
- Какие части есть у него? (Стебель, листья)
- Какой стебель у фикуса? (Стебель прямой, высокий).
- Какие листья у фикуса? (Листья большие, овальные, темно - зеленого цвета).
- Что еще можно сказать о листе, потрогайте его руками. (Лист гладкий, блестящий).
- У фикуса есть цветки? (Нет).
- Нравится вам фикус? (Да).
- Он останется у вас в группе.
Тифлопедагог ставит рядом с фикусом комнатный виноград.
- Ребята, как называется это комнатное растение? (Комнатный виноград).
- Давайте, сравним фикус и комнатный виноград.
- Какого размера фикус?
- А комнатный виноград?
- Какой стебель у фикуса?
- А у винограда, прямой или нет? (Стебель у комнатного винограда не прямой, он вьется вокруг планки).
- Правильно. Он так и называется - вьющийся.
- А чем комнатный виноград цепляется за планку? (Усиками)
- Да, у него есть усики.
- Какие они, на что похожи? (Пружинки).
- Правильно. На пружинки, ими комнатный виноград цепляется за опору.
- Какие листья у фикуса?
- А у комнатного винограда? (Большие, темно-зеленые цвета, плотные, овальной формы, край листа с зубчиками).
- Аккуратно погладьте листок у комнатного винограда, какой он? (Гладкий).
- У фикуса есть цветки?
- У комнатного винограда есть цветки? (Нет).
- А теперь давайте рассмотрим фиалку и герань.
- Дима, расскажи про фиалку.
При затруднении ребенка тифлопедагог помогает ему вопросом.
(Фиалка - невысокое растение с маленьким стеблем. Листья маленькие, округлые, темно-зеленого цвета, собраны в розетку, бархатные на ощупь. Цветки белого цвета.).
- Соня, расскажи про герань.
- Какого размера герань?
- Какой стебель у герани прямой или нет? (Стебель у герани прямой).
- Какие листья у герани? (Зеленого цвета, плотные, круглой формы, с ребристыми краями).
- Аккуратно понюхайте листья у герани. Пахнут листья у герани? (Да, пахнут).
- У герани есть цветки? (Да).
- Комнатные растения все разные, но у них есть общее. У них есть стебель, листья, некоторые комнатные растения цветут.
2. Д/и "Отгадай, что за растение".
- А сейчас я загадаю растение, а вы должны отгадать.
- Стебель у него вьется; имеются усики, листья большие, темно-зеленого цвета, плотные, овальной формы, край листа с зубчиками, цветков нет.
- Что это за растение? (Комнатный виноград).
- Отгадайте следующее растение. Растение большое, стебель прямой, высокий, листья большие, овальные, темно-зеленого цвета, цветков нет.
- Что это за растение? (Фикус).
- Отгадайте следующее растение. Растение невысокое с маленьким стеблем, листья маленькие, округлые, темно-зеленного цвета, собраны в розетку, бархатные на ощупь, цветки белого цвета.
- Что это за растение? (Фиалка).
- Молодцы! Отгадали все комнатные растения, которые я загадала.
3. Зрительная гимнастика.
- А сейчас ваши глазки отдохнут. Повторяйте за мной.
Раз, два - закрывай глаза,
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно снова открывать.
Смотрим близко, далеко.
Влево, вправо, высоко.
Снова раз, два -
Закрывай скорей глаза.
Повторяется 2-3 раза.Имитация движений
в соответствии со словами.
4. Д/и "Чудесная коробочка".
- Ребята, я с собой принесла "чудесную коробочку". Внутри нее спрятались листья от комнатных растений. Помогите найти на ощупь листок того комнатного растения, которому он принадлежит.
- В коробочку можно опустить две руки.
- Полина, отгадай, от какого комнатного растения в коробочке спрятался листок.
- Как называется комнатное растение? (Фикус)
- Как ты узнала? (Лист большой, гладкий, овальный)
- Ребята, правильно назвала Полина комнатное растение?
- Теперь Слава, отгадай, от какого комнатного растения в коробочке спрятался листок.
- Как называется комнатное растение? Как догадался?
- Правильно!
- Соня, отгадай, от какого комнатного растения в коробочке спрятался листок.
- Как называется комнатное растение? Как ты узнала?
- Ребята, правильно назвала Соня комнатное растение?
Дети по-очереди отгадывают, пока не закончатся листья в коробочке.
- Замечательно, хорошо запомнили, какие у растений листья.
5. Д/и "Обведи растение через кальку".
- Ребята, посмотрите, какие картинки я вам принесла.
Тифлопедагог показывает и раздает детям картинки - контуры (у всех детей разные).
- Посмотрите на свои картинки. Что на них изображено? (Комнатные растения)
- Какое у тебя растение?
- А у тебя?
- Обведите свои картинки через кальку. Сильно на фломастер не нажимаем.
- Спину держим прямо (Дети обводят фломастером картинки - контуры).
- Давайте полюбуемся, какие замечательные растения получились.
(Называние частей: стебель, листья)
III. Заключительная часть:
- Вы сегодня хорошо отгадывали все игры. Молодцы!
- Ребята, что интересного вы узнали сегодня на занятии?
- Мы сегодня узнали, что комнатные растения бывают разные, называются по-разному. У комнатного растения есть стебель, цветки, листья бывают разной величины, формы, цвета. Не все комнатные растения имеют цветки.
- Что вам было интересно?
- Что для вас было трудно?