Форма:дидактическая игра-путешествие.
Ира рассчитана на одну группу из 8-12 учеников. При необходимости учитель может сыграть с 2-3 группами учеников, соответственно увеличив количество вопросов и оборудования.
Цель: контроль и обобщение знаний по теме: повышение уровня мотивации к обучению; поощрение класса или группы, успешно освоивших данную тему.
Оборудование:кубик, игровая карта (2 шт.) для учителя и команды (приложение 1), 3-4 листа ватмана, маркеры 3 и более цветов, ксерокопия приложений, пустышки (при потере ума).
ПРАВИЛА ИГРЫ
Изначально у каждого игрока:
1 ум.При потере ума теряется способность говорить, разрешается только писать свои соображения на листке бумаги.
1 жизнь. При потере жизни игрок превращается в зомби - теряет способность и говорить, и писать - можно изъяснятся лишь знаками и жестами.
Изначально у группы:
Мудрость - возможность пользоваться литературой - определяется броском кубика ( если выпали "1" или "2" - одна мудрость; "3" или "4" - две мудрости; "5" или "6" - три мудрости);
ХОД ИГРЫ
Вводное слово
Вам предлагается виртуальное путешествие на машине времени по эпохам планеты Земля. Задача - пройти все испытания и вернуться домой. При этом вам необходимо сохранить жизнь и ум в целостности.
Начало. Проникновению в систему.
Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить основные ароморфозы растений и животных. Каждый из вас должен назвать по одному ароморфозу, повторяться нельзя.
Кто не назвал - теряет ум.
Можно восстановить ум, расставив в правильном порядке названия эр:
Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.
Архейская эра
Вы в архейской эре. Отсюда будем двигаться вперед во времени, пока не попадем снова в свое время. Но чтобы двигаться дальше, необходимо воссоздать организм, в котором будем путешествовать. Разделения на царства еще нет, полное господство прокариотов.
Нарисуйте на листе схему строения первого живого организма, подпишите его структурные элементы.
Если не справились, - вся команда теряет ум.
Восстановить ум можно, если капитан команды изобразит без слов словосочетание "анаэробный гетеротроф".
Ваш живой организм начинает превращаться в эукариота.
Протерозойская эра
Итак, вы в Протерозое. Ваш одноклеточный организм съело Кишечнополостное животное. Чтобы не перевариться, нужно перечислит , какие системы органов есть у него.
Кишечнополостное начало видоизменяется. Нужно успевать следить за изменениями и определять, в какое животное оно превратилось.
Первое изменение!
Появился третий слой клеток, тело плоское, нервная система лестничного типа, пищеварительная система замкнутая.
Не определили плоских червей - потеряли 2 ума.
Второе изменение!
Тело стало округлым в поперечном сечении и разделенным внутри на сегменты. Нервная система по-прежнему лестничного типа, но пищеварительная система незамкнутая. Появилась кровеносная система и наружные жабры.
Не определили кольчатых червей - потеряли 2 ума.
Третье изменение!
Появился наружный скелет из хитина, появились конечности, состоящие из члеников.
Не определил членистоногих - потеряли 2 ума.
Палеозойская эра
Вы в палеозойской эре. Трилобит, в котором вы находитесь, скоро вымрет. Ланцетник готов приютить вас, если вы поможете ему разобраться с периодами палеозойской эры. Расставьте в правильном порядке от первого к последнему (Приложение 5).
В), д),е), а), г), б).
Неправильно расставили - все, у кого был ум, потеряли его.
Вашего ланцетника схватила акула. Грозится съесть, если не поможете ей разобраться, какие классы растений появились в палеозое.
Не смогли назвать или ошиблись - 2 человека потеряли жизнь.
Для того, чтоб вернуть жизнь и ум, придется пересесть на более высокоразвитое существо. Рептилия предлагает вернуть вам ум и жизнь, если вы порадуете ее и отгадаете кроссворд.
Мезозойская эра
Вы вместе с вашей рептилией попали в мезозойскую эру. Подслеповатыймираннозавр ищет своего друга аллозавра. Поскольку он плохо видит, то задает всем встречным рептилиям любимую загадку своего друга:
Когда на сушу "вышли" первые животные, там уже росли растения, которыми они могли питаться. В свою очередь, когда первые растения "вышли" на сушу, там уже был тонкий слой почвы, в котором они могли расти. Какие живые организмы первыми вышли на сушу и создали первый слой почвы? Чем они питались?
Не смогли ответить - половина команды потеряла жизнь, половина команды потеряла от страха ум.
Чтобы вернуть жизнь и ум, нужно разгадать кроссворд.
Кайнозойская эра
Вы в кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки (Приложение 6).
За каждую ненайденную ошибку теряется 1 ум.
Выход из игры
Ну что ж, вы прошли все испытания, осталось только покинуть систему. Для этого нужно привести в порядок все свои запасы ума и жизней.
- Если не хватает ума - нарисовать на листе бумаги схему эволюции хордовых с указанием ароморфозов.
- Если не хватает жизней - разыграть схему эволюции хордовых в виде пантомимы.