Урок-практикум по истории древнего мира "Спарта и Афины – полисы греческой цивилизации"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • составить словарь понятий по данной теме;
  • познакомиться с историческими источниками по данной теме;
  • умение решать исторические задачи;

Задачи:

обучающие:

  • умение работать с историческим материалом;
  • формулировать определение понятий;

развивающие:

  • навык работы с историческими источниками;
  • умение работать над проблемными вопросами исторического материала;

воспитательная:

  • формирование гражданских и нравственных качеств на примере личности Солона.

Ход урока

Приложение.

1. Организационный момент (приветствие, тема урока - 2 минуты)

2. Учитель объясняет систему организации урока (3 минуты)

  • 1 этап: изучение исторического материала параграфы 26-27 учебника Ф.А.Михайловского "Всеобщая история. История древнего мира". М., "Русское слово", 2009 год.
  • 2 этап: индивидуальная работа учащихся по разного уровня  заданиям; учащиеся вправе   выбрать любой уровень.

I уровень

Составить словарь

  • назвать исторические понятий по теме
  • исторические личности этого периода
  • назвать особенности греческих полисов

II уровень

  • Работа с вопросами
  • Найти неточности в тексте
  • Объясните смысл высказываний

III уровень

  1. Решение исторических задач
  2. Проблемные вопросы
  3. Система оценивания предполагает, что независимо от уровня, выбранного учащимся, можно получить на I уровне и "три", и "четыре", и "пять", так же на II и III уровнях.
    Оценка зависит от объёма и качества, а также правильности выполнения данной формы работы.
    Учитель выступает, как консультант, ученики самостоятельно изучают материал, выбирают индивидуально форму, объём задания.
  4. У каждого ученика на парте есть задания I, II, III уровня, карта ответов, где он оформляет выполненные задания.
  5. Домашнее задание: учащийся делает выбор домашнего задания из того уровня, что делал, или следующих. Но домашнее задание является добровольным. Ученик либо остаётся на том уровне знаний, что получил и приобрёл на уроке, либо эти знания дополняет и расширяет дома.

I уровень

  1. Составить словарь понятий по теме: "Афины и Спарта".
  2. Назвать исторические личности, сыгравшие роль в истории Спарты и Афин.
  3. Назвать особенности греческих полисов.
  4. Составить с понятиями словаря предложения, отражающие исторические события по теме: "Афины и Спарта".
  5. О ком данное высказывание: "Знать уважала его за богатство, бедные - за честность"?
  6. В чём заключается смысл высказывания: "Тирания - это прекрасная дача, не имеющая выхода"?

II уровень

1. Объясните смысл высказываний:

Солон: "Я старею, каждый день что-нибудь познавая".

"Также стремлюсь я богатство иметь,
Но владеть им нечестно я не хочу,
Наконец, правда ведь всё же придёт".

"Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот придаётся бесчестию и лишается гражданских прав".

2. Найдите неточности в тексте:

В 600 г. до н.э. аристократы и демос вместе избрали архонтом Плутарха. Он покончил с безраздельной властью демоса, он подготовил почву для перехода к новому государственному строю - республике.

III уровень

1. Решите исторические задачи:

а) Что было раньше и на сколько раньше - завоевание Спарты персами или законы Солона?

б) Какой год шёл до и после даты избрания Солона архонтом?

в) Сколько лет прошло с даты нападения персидского царя на Египет до избрания Солона архонтом?

г) К какому веку относится дата избрания Солона архонтом Афин?

2. Проблемные вопросы: выскажите свою точку зрения по данной проблеме.

а) Почему афиняне поручили составить новые законы именно Солону?

б) Как вы считает, законы Солона укрепили Афинское государство?

в) Почему спартанцам и в мирное время была нужна сильная боеспособная армия?

г) Почему за всю историю Спарты она не дала ни одного прославленного учёного, писателя и художника?

Карта ответов:

№ вопроса Ответ Что использовал для ответа?