Цель:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- составить словарь понятий по данной теме;
- познакомиться с историческими источниками по данной теме;
- умение решать исторические задачи;
Задачи:
обучающие:
- умение работать с историческим материалом;
- формулировать определение понятий;
развивающие:
- навык работы с историческими источниками;
- умение работать над проблемными вопросами исторического материала;
воспитательная:
- формирование гражданских и нравственных качеств на примере личности Солона.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, тема урока - 2 минуты)
2. Учитель объясняет систему организации урока (3 минуты)
- 1 этап: изучение исторического материала параграфы 26-27 учебника Ф.А.Михайловского "Всеобщая история. История древнего мира". М., "Русское слово", 2009 год.
- 2 этап: индивидуальная работа учащихся по разного уровня заданиям; учащиеся вправе выбрать любой уровень.
I уровень
Составить словарь
- назвать исторические понятий по теме
- исторические личности этого периода
- назвать особенности греческих полисов
II уровень
- Работа с вопросами
- Найти неточности в тексте
- Объясните смысл высказываний
III уровень
- Решение исторических задач
- Проблемные вопросы
- Система оценивания предполагает, что
независимо от уровня, выбранного учащимся, можно
получить на I уровне и "три", и "четыре", и
"пять", так же на II и III уровнях.
Оценка зависит от объёма и качества, а также правильности выполнения данной формы работы.
Учитель выступает, как консультант, ученики самостоятельно изучают материал, выбирают индивидуально форму, объём задания. - У каждого ученика на парте есть задания I, II, III уровня, карта ответов, где он оформляет выполненные задания.
- Домашнее задание: учащийся делает выбор домашнего задания из того уровня, что делал, или следующих. Но домашнее задание является добровольным. Ученик либо остаётся на том уровне знаний, что получил и приобрёл на уроке, либо эти знания дополняет и расширяет дома.
I уровень
- Составить словарь понятий по теме: "Афины и Спарта".
- Назвать исторические личности, сыгравшие роль в истории Спарты и Афин.
- Назвать особенности греческих полисов.
- Составить с понятиями словаря предложения, отражающие исторические события по теме: "Афины и Спарта".
- О ком данное высказывание: "Знать уважала его за богатство, бедные - за честность"?
- В чём заключается смысл высказывания: "Тирания - это прекрасная дача, не имеющая выхода"?
II уровень
1. Объясните смысл высказываний:
Солон: "Я старею, каждый день что-нибудь познавая".
"Также стремлюсь я богатство иметь,
Но владеть им нечестно я не хочу,
Наконец, правда ведь всё же придёт".
"Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот придаётся бесчестию и лишается гражданских прав".
2. Найдите неточности в тексте:
В 600 г. до н.э. аристократы и демос вместе избрали архонтом Плутарха. Он покончил с безраздельной властью демоса, он подготовил почву для перехода к новому государственному строю - республике.
III уровень
1. Решите исторические задачи:
а) Что было раньше и на сколько раньше - завоевание Спарты персами или законы Солона?
б) Какой год шёл до и после даты избрания Солона архонтом?
в) Сколько лет прошло с даты нападения персидского царя на Египет до избрания Солона архонтом?
г) К какому веку относится дата избрания Солона архонтом Афин?
2. Проблемные вопросы: выскажите свою точку зрения по данной проблеме.
а) Почему афиняне поручили составить новые законы именно Солону?
б) Как вы считает, законы Солона укрепили Афинское государство?
в) Почему спартанцам и в мирное время была нужна сильная боеспособная армия?
г) Почему за всю историю Спарты она не дала ни одного прославленного учёного, писателя и художника?
Карта ответов:
№ вопроса | Ответ | Что использовал для ответа? |