Цель: отработать навыки использования операторов write и writeln для вывода информации в неизменном виде.
Задачи.
- Проверить знания о правилах записи алгоритмов с помощью блок-схемы.
- Ознакомить учащихся со структурой окна WinPascal_ABC. Ознакомить со структурой записи программы в среде WinPascal_ABC, синтаксисом оператора вывода write и writeln.
- Сформировать и закрепить навыки создания простейших линейных алгоритмов и программ для вывода псевдографических изображений.
- Показать возможности операторов write и writeln по выводу информации на монитор.
- Способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, развивать умение составлять и записывать алгоритмы.
- Прививать навыки здорового образа жизни. Способствовать воспитанию аккуратности, творческого подхода к работе, развитию креативности.
Технологии обучения: ИКТ, развивающего обучения, здоровьесберегающая, технология сотрудничества
Ход работы
I. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания
Здравствуйте ребята.**
Как всегда, мы начнем сегодня урок с повторения. И первый вопрос, который я сегодня задам: “Кто не справился с домашним заданием?”
Если справились все, то вызвать любого учащегося к доске для выполнения одного из заданий, заданных на дом. Решение задания, выставление оценки.
Молодец! А теперь переходим к традиционному диктанту.
Если кто-то не справился, то вызывается к доске именно этот учащийся, который с помощью класса или/и учителя выполняет задание, вызвавшее затруднения. В этом случае оценку лучше не ставить.
Теперь все неясности разрешены… И мы переходим к традиционному диктанту.
Диктант содержит 5 вопросов, на которые даются короткие ответы, на запись ответа дается от 5 до 10 секунд. Ребятам раздаются небольшие листочки (10х10 см).***
Ребята запишите свою фамилию и класс, проставьте у левого края листочка в столбик через строчку цифры: 1, 2, 3, 4, 5. Для ответа на каждый вопрос Вам дается не более 10 секунд.
Проводится диктант (в круглых скобках красным цветом выделен правильный ответ, он не диктуется O ):
Все готовы?... Начинаем диктант.
- Сколько существует базовых типов алгоритмических структур? (3 (линейный, ветвление, цикл))
- Какой геометрической фигурой обозначается на блок-схеме начало и конец алгоритма?. (Овал)
- Какой геометрической фигурой обозначается на блок-схеме ввод и вывод информации. (Параллелограмм)
- Какой геометрической фигурой обозначается на блок-схеме условие. (Ромб)
- Точное и понятное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату - это… (Алгоритм)
Повторить вопросы диктанта еще раз, чтобы учащиеся могли проверить свои ответы.
Сдаем листочки с ответами на вопросы диктанта и слушаем правильные ответы.
Собрать все работы, и после этого озвучить правильные ответы на все вопросы диктанта, желательно привлечь к этой работе весь класс и дать возможность ребятам самостоятельно озвучить правильные ответы, прокомментировать те вопросы, на которые ребята не смогли дать правильные ответы самостоятельно. Работы проверяются после урока и оцениваются.
II. Новый материал. (Презентация)
И так сегодня мы с вами начинаем изучать самую сложную и, пожалуй, самую интересную тему во всем курсе информатики - программирование. А тема нашего урока: “Знакомство со средой WinPascal_ABC”. (Слайд 1, 2)
Для того, чтобы компьютер исполнил тот или иной алгоритм, последний должен быть записан на языке, понятном компьютеру (языке программирования), и эту запись мы будем называть программой. Иначе говоря, программа – это команды к исполнению для компьютера. Понятно, что команда – описание (понятное компьютеру) действия с данными, где их взять и что с ними сделать. В языках программирования высокого уровня команду часто называют оператором. (Слайд 3)
Что же такое WinPascal_ABC? Познакомимся со структурой окна этой языковой среды. Интерфейс WinPascal_ABC аналогичен интерфейсам стандартных программ MS Windows XP. Есть главное меню и знакомая нам панель инструментов. Окно программы разделено на две области: область записи текста программы и область вывода результата. Запуск программы осуществляется по нажатию клавиши F9 или щелчку левой кнопкой мыши по пиктограмме в панели инструментов. (Слайд 4)
Нам с вами уже известно, что все языки программирования можно условно разделить на три группы: низшего уровня, высокого уровня и объектно-ориентированые. WinPascal_ABC является языком высокого уровня, то есть записывается не машинными кодами, а словами английского языка. Для того, что бы компьютер понимал команды языка в состав среды программирования входит специальная программа-переводчик – компилятор. WinPascal_ABC относится к языкам структурного программирования. Это означает, что при записи программы, мы должны соблюдать определенную структуру. Весь текст программы делится на две части: описательная часть программы и тело программы. В первую часть программы входит имя программы, используемые библиотеки, описание переменных и констант, если это необходимо, и т.д.. Имя программы может содержать любые английские символы и цифры, но не может содержать пробела внутри имени. Каждая строка заканчивается символом “;”. Тело программы всегда начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой на конце. После слова begin точка с запятой не ставятся никогда, begin – end - это парный оператор, иначе называемый операторными скобками – внутри него находятся другие операторы, разделяемые “;”. (Слайд 5)
Для того, чтобы посмотреть как работает WinPascal_ABC, мы познакомимся с оператором write и writeln. (Слайд 6) Они очень похожи. Оба являются операторами вывода и имеют схожие правила записи – синтаксис. Различие операторов в результате исполнения – оператор writeln после исполнения переводит курсор на новую строку. Сравните результат работы двух схожих программ. (А вот блок-схемы алгоритмов, в данном случае, будут абсолютно идентичны). (Слайд 7)
Для вывода параметра в неизменном виде параметр берется в апострофы. Помимо этого операторы write и writeln умеют считать. (Слайд 8) Посмотрите результат выполнения следующей программы. С помощью операторов вывода можно создавать и картинки, только нарисованы они будут не линиями, а символами. Такой вид графики называется псевдографика. Именно создание такого рисунка и будет вашим творческим заданием на практическую работу. (Слайд 9)
III. Закрепление нового материала. Выполнение самостоятельной творческой работы (не более 20 мин.). Для тех учащихся, кто не может придумать свой псевдографический рисунок предложить задание на карточке. (Приложение 1)
IV. Выполнение гимнастики для глаз. (2 минуты.)
V. Домашняя работа. Оформление практической работы в тетради, при необходимости, доработка программы. Выучить синтаксис изученных операторов. Повторение основных понятий программирования, затронутых на уроке.
_________
*Сценарий урока может быть использован для проведения занятий по соответствующей теме в курсе “Информатика и ИКТ” в 9 классе, для проведения кружковых занятий по программированию с учащимися 5–8 классов.
**Далее по тексту курсивом выделены реплики учителя в течение урока.
***Очень люблю диктанты – быстро, хорошо в плане наполняемости оценок, лишнее повторение пройденного материала в краткой форме, быстро проверяется и т.д.
Цветная псевдографика в WinPascal_ABC. ****
Цель: Познакомить с графическим режимом работы WinPascal_ABC. Отработать навыки использования операторов SetFontColor и TextOut для вывода цветных псевдографических изображений в графическом режиме WinPascal_ABC.
Задачи.
- Проверить знания о структуре окна Pascal_ABC, структуре записи программы в среде Pascal_ABC.
- Проверить знания синтаксиса операторов вывода write и writeln.
- Продолжить формирование и закрепление навыков создания простейших линейных алгоритмов и программ для вывода псевдографических изображений.
- Показать возможности графического режима и операторов SetFontColor и TextOut для вывода цветных псевдографических изображений в графическом режиме WinPascal_ABC на монитор.
- Способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, развивать умение составлять и записывать алгоритмы.
- Прививать навыки здорового образа жизни. Способствовать воспитанию аккуратности, творческого подхода к работе, развитию креативности.
- Способствовать развитию художественного вкуса.
Технологии обучения: ИКТ, технология следования или “делай как я”, развивающего обучения, здоровьесберегающая, технология сотрудничества
Ход работы
I. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.
Здравствуйте ребята!
Скажите, пожалуйста, кому на прошлом уроке не понравилось создавать программы псевдографических рисунков? (Надеемся на ответ, что понравилось всем. Если кому-то не понравилось пообещать, что сегодня будем выполнять рисунки в цвете.). Сейчас, я прошу вас сесть за компьютеры и показать мне, как вы справились с домашним заданием – завершили написание программы для своего псевдографического рисунка.
Проверить выполнение домашнего задания, комментируя работы ребят. В процессе проверки провести фронтальный опрос по теме прошлого урока.
Вопросы для фронтального опроса:
- Есть ли определенные правила записи программы в среде WinPascal_ABC?
- Описать стрктуру программы в WinPascal_ABC.
- Какие символы может содержать имя программы?
- Какую библиотеку (модуль) мы использовали на прошлом уроке?
- Что такое операторные скобки?
- Какие знаки препинания ставятся в конце строк, а какой – в конце программы?
- Какие операторы позволяют нам вывести информацию на экран?
- В чем различие этих операторов?
- Что еще умеют делать операторы вывода, помимо вывода информации?
По окончании опроса и проверки задания всех похвалить (Обычно с этим заданием справляются все!).
II. Новый материал. (Презентация)
Мне очень понравились ваши работы. Все – молодцы! Но, может быть, мы сделаем рисунки чуть веселее – добавим в них цвета! Для этого нам нужно познакомиться с новой библиотекой и новыми операторами.
На прошлом уроке, знакомясь со средой программирования, мы создавали программы в текстовом режиме WinPascal_ABC, к сожалению, работать с цветом в этом режиме не возможно. Для создания цветных изображений в WinPascal_ABC (Слайд 10) необходимо перейти в графический режим. Для этого необходимо в разделе uses описательной части программы добавить библиотеку (модуль) GraphABC (Слайд 11). По умолчанию, модуль GraphABC открывает окно шириной 629 пикселей и высотой 427 пикселей. Именно в это окно мы и будем выводить цветной рисунок (Слайд 12). (Уважаемые коллеги, в Приложении 2. в листинге программы RoseColor ряд полезных операторов:
WindowWidth: integer - Возвращает ширину графического окна;
WindowHeight: integer - Возвращает высоту графического окна;
TextWidth(s: string): integer - Возвращает ширину строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
TextHeight(s: string): integer - Возвращает высоту строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
В силу временной ограниченности урока можно не знакомить учащихся с этими операторами, а установки операторов SetFontName и SetFontSize на этом занятии задать жестко “Зададим столько-то…”. Листинг той же программы объяснит и поможет, как подобрать шаг по осям X и Y, в зависимости от размера шрифта. Шрифт Courier New выбран из-за того, что символы этого шрифта имеют одинаковую ширину.)
Ребята! Обратите внимание на расположение осей X и Y (Слайд 12), пиксель с координатами (0,0) находится в левом верхнем углу окна, а пиксель с координатами (629,427) – в правом нижнем углу. Для вывода символов в графическом окне необходимо задать атрибуты шрифта Имя, Размер и Цвет. В этом нам помогут операторы SetFontName, SetFontSize и SetFontColor. (Слайд 13)
Зададим Имя шрифта - Courier New, а Размер шрифта – 7 в строках программы:
“SetFontName('Courier New');
SetFontSize(7);”
(Слайд 14)
Ребята, я прошу вас записать в тетрадь эти программные строки и использовать их в своих программах.
Для установки цвета символа воспользуемся оператором:
SetFontColor(RGB(r,g,b)), где r, g и b – натуральные числа изменяющиеся от 0 до 255 и соответствующие стандартной кодировке монитора RGB. (Слайд 15). Запишите синтаксис этого оператора.
На пример программная строка: SetFontColor(RGB(0,255,255)); - определит цвет символа – ярко-голубой.
Теперь пришло время познакомиться с оператором вывода текста (символов) в графическом окне WinPascal_ABC. Запишите, пожалуйста эго в свои тетради: Textout(x,y,'***') – x и y координаты вывода первого символа из строчки символов, указанной в апострофах (Слайд 16 презентации). Для расчета координат x и y необходимо знать ширину и высоту одного символа. В случае атрибутов текста: Имя шрифта - Courier New, а Размер шрифта – 7 (выбранных нами), ширина символа – 5 пикселей, а высота - 12 пикселей (Слайд 17). При смещении на один символ по оси Х координата будет меняться с шагом – 5, а по оси Y – с шагом 12. В качестве примера рассмотрим, как составить программу для вывода рисунка “Снежинка”, исполнение которого в текстовом режиме мы рассматривали на прошлом уроке.
На листе в клетку нарисуем снежинку из символов (Слайд 18). Снежинка состоит из строк, в каждой из которых символы и пробелы. Нарисуем оси и расставим координаты. Определим координаты первых значащих символов (не пробелов) в строчках. (Слайд 19)
Составим программу. (Слайд 20)
Запустим программу на исполнение и посмотрим результат. (Слайд 21)
III. Закрепление нового материала. Выполнение самостоятельной творческой работы (не более 20 мин.). Для тех учащихся, кто не может придумать свой псевдографический рисунок предложить задание на карточке. (Приложение 3)
IV. Выполнение гимнастики для глаз. (2 минуты.)
V. Домашняя работа. Доработка программы и оформление практической работы в тетради. Выучить синтаксис изученных операторов.
_________
**** Логичное продолжение предыдущего урока. Можно использовать и как урок, но мной было использовано в качестве дополнительного занятия для одаренных учащихся и на кружковом занятии по программированию для 5–8 классов.