Цель:
- Учить детей преодолевать эгоцентрическую позицию;
- Готовить к восприятию чужой точки зрения;
- Развивать эмпатию;
- Воспитывать культуру речевого общения детей.
Предварительная работа: Дети готовят инсценировку к сказки Прокофьева С. «Сказка о невоспитанном мышонке», читают стихи, пословицы и поговорки о доброте.
Оборудование: музыкальный центр ( вне поля зрения детей), музыкальная запись из м/ф «День рождения кота Леопольда» Если добрый ты. Бумага, карандаши, фломастеры.
Участвуют: ведущая, чтецы – исполнители инсценировки «сказка о невоспитанном мышонке»
Ход мероприятия
Дети рассаживаются на стулья, образуя замкнутый круг.
Ведущая: Ребята сегодня мы с вами поговорим о таком человеческом качестве, как доброта. Добрый человек всегда говорит вежливо со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Чтобы лучше запомнить слова доброты, а также ситуации, в которых надо употреблять эти слова, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. И сначала мы направимся в наш маленький детский театр. Ребята сейчас убедятся, что доброте учат не только ребят, но даже и зверей. Посмотрите инсценировку о том , как учили вежливости одного невоспитанного мышонка.
Идёт показ инсценировки. Один ребёнок читает сказку С. Прокофьева о невоспитанном мышонке, другой показывает мимические все действия, перечисляемые в сказки.
Ведущая: Ну что же, мышку учили правильным поступкам. А вы, ребята, должны ещё раз повторить и навсегда запомнить волшебные слова.
Вопросы для обсуждения: Что вы можете сказать про мышонка?
Какие чувства эмоции вызывают у нас добрые поступки?
Кому они приносят радость?
Ведущая: Ребята а, давайте сравним доброту с солнышком. Доброта, как и солнышко, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко своими лучами – и на душе становится тепло и хорошо. В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Только у некоторых оно уже проснулось и ярко светит, а у других – ещё спит. Давайте сегодня, разбудим наши солнышки.
Чтение и обсуждения историй о доброте
Ведущая: Ребята сейчас я буду читать две истории. А вы послушайте и подумайте, чем они похожи и чем отличаются?
Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась. Он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал.
Вопросы для обсуждения: Как вы считаете, о чём думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя? Как оценить поступок Пети? Ребята расскажите о добрых поступках, которые вы совершали? Почему вы так думаете?
Вите подарили щенка. Щенок был чёрный с мягкой шерсткой и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
- Совсем не воспитан, - думал Витя, глядя, как щенок грызёт ножку стула.
Витя занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их бил его верёвкой. Время шло, щенок превратился в большую злую собаку. Витя смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал.
Вопросы для обсуждения: Почему собака выросла злой? Как можно оценить поступок Вити? Как нужно было воспитывать собаку?
Ведущая: Ребята, давайте вместе с вами вспомним сказку Валентина Катанаева о волшебном цветике – семицветике. ( Ведущая берёт в руки бумажный цветок.) Кто вспомнит, какие слова надо было произнести, чтобы лепесток цветика – семицветика выполнил любое задание?
Заслушиваются ответы детей.
Ребята давайте с вами поиграем в игру, которая называется « Доброта в школе и дома».
Дети встают в круг, взявшись за руки. Получается хоровод, отдалённо напоминающий форму цветка. Все хором повторяют за ведущим слова «заклинание» - «лети, лепесток» - и кружатся в хороводе. При словах «быть по – моему вели» ведущий отрывает от цветка один лепесток и бросает его ввысь. Тот, кто поймал лепесток, должен по своему выбору подойти к любому из присутствующих и произнести доброе пожелание.
Ведущая: Ребята, какие из следующих примеров являются добрыми делами?
- играть в футбол на газонах;
- рисовать на стенах в школе;
- посадить растение возле школы;
- подложить кнопку девочки на стул;
- поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин;
Объясните ваше мнение.
Ребята, а как можно узнать добрый человек или нет?
Можно рассказать о добрых делах, но лучше … . Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить? По выбору:
- убрать территорию вокруг школы;
- провести уборку в кабинете;
- посадить растения вокруг школы;
Как нужно совершать добрые дела? По плану, в определённом порядке.
Составление с детьми плана совершения доброго дела.
Ведущая: Ребята вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Оно оказалось очень интересным потому, что все ребята желали друг другу добра и счастья, пользуясь специальными словами, которые называются «волшебными» - словами добра и доброты .