Урок-игра "Авторалли по городам математики" по теме "Вычисление числовых выражений, степени и формулы". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (680 кБ)


Цели.

  • Закрепление навыка выполнения действий, возведения чисел в квадрат и куб, закрепление формулы пути и площади.
  • Расширение кругозора учащихся, развитие математических способностей, мыслительной деятельности учащихся.
  • Укрепление интереса к математике, воспитание внимания.

Ход игры

Учитель: На участие в соревновании авторалли по городам Математики поступили две командные заявки.

Право на участие в соревновании получили обе команды: команда “круг” и команда “квадрат”. Маршрут, по которому будет проходить авторалли, отмечен на экране.

  1. г .Загадки
  2. г. Смекалки.
  3. г. Формулы.
  4. Стоянка.
  5. г. Головоломки.
  6. г. Пословицы.

Задания для команд в конвертах и на экране у каждого города. (Команды знакомятся с маршрутом соревнования).

Учитель: Внимание! Начинаем наше соревнование – авторалли по городам Математики. Команды в сборе? Участникам занять свои места! Внимание! В путь!

По пути следования играем в игру “Веселый счет”. От каждой команды представить по одному участнику. Команда, участник которой затратит меньше времени, получат жетон. (Необходимо найти все числа от 1 до 24)

Учитель: Первый город на пути нашего маршрута – это город Загадок. Необходимо отгадать три загадки.

  1. На десятерых братьев двух шуб хватит.
  2. Семьсот ворот да один вход
  3. Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.
  1. Четыре в избе, пятый возле.
  2. У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке.
  3. Один пастух тысячи овец пасет.

За каждую правильно отгаданную загадку, команда получает жетон.

Учитель: А сейчас продолжаем путь: Подъезжаем к другому городу – городу Смекалок. Тут мы долго не задержимся, а лишь поможем жителям города вернуть на свои места сбежавшие цифры. Вместо звездочек поставьте соответствующие цифры:

За правильно решенный пример, команда получает жетон.

Учитель: Продолжаем путь. В пути проведем игру “Не ошибись!”. От каждой команды по 2 участника. (Участники выстраиваются в ширину перед зрителями). Ведущий становится лицом к участникам игры и показывает подряд (с небольшими паузами) одно за другим различные числа. Если число делится на 4, играющие поднимают вверх руку, ели не делится, не поднимают. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останется 1 участник. Он объявляется победителем. Команда получает жетон.

Учитель: Новый город на нашем пути – это город Формул. Вычислить по формулам:

1. Вычислите путь, если скорость - 25 км/ч а время - 6 часов.

Вычислите время, если путь - 120 км а скорость - 20 км/ч.

Вычислите скорость, если путь- 240 км, а время – 6 часов.

2. Найдите площадь прямоугольника, если ширина – 23 м, а длина - 12 м.

Найдите длину прямоугольника, если площадь 450 кв. м, а ширина – 15 м.

3. Найдите периметр прямоугольника: если ширина – 12 дм а длина - 45 дм.

Учитель: Мы продолжаем путь дальше.

Проехали половину пути, а впереди стоянка Т – это техосмотр своих машин. Вам нужно найти поломки, т.е. ошибки в примерах и устранить их. Расставьте скобки так, чтобы равенства были верны.

За каждый правильно решенный пример, команда получает жетон.

Учитель: Поломки устранены – можно сделать физкультминутку. Физкультминутка №1: выполнение упражнений для рук.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем –
Руки мы сложим – вот так.

Физкультминутка №2. Гимнастика для глаз.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхам,
Сном волшебным засыпаем.

Быстро, быстро поморгали. Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз.

Глазки закрыли, отдохнули. Открываем глазки.

Впереди город Головоломок. За каждую правильно решенную головоломку команда получает жетон.

  • Из 10 спичек построен “дом”. Переложите 2 спички так, чтобы он повернулся другой стороной.
  • Найти какой цифрой заканчивается результат каждого вычисления ?

2+13+25+36+47+58+69= ?

2*4*6*8*12*14*18*22= ?

12*13+13*14+14*15+15*16+16*17+17*18+18*19= ?

Учитель: Отправляемся в путь. В пути следования поиграем в игру “Слушай одновременно нескольких”. Трое участников одной команды одновременно говорят по одному (разных) слову, а участник другой команды должен различить, кто какие слова сказал. Выигрывает та команда, участник которой различил большее количество слов. Команда получает жетон.

Учитель: Следующий город на пути – город Пословиц. Нужно назвать как можно больше пословиц, чтобы в них встречались какие-либо числа. Команда – победитель получает жетон.

Учитель: Мы опять отправляемся в путь. В пути следования проведем игру “Не ошибись!”. От каждой команды по 2 участника. Если названное число делится на 2, участник поднимает вверх правую руку, если на 3 – то левую, а если и на 2 и на 3 то сразу обе. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда остается 1 участник. Он объявляется победителем. Команда получает жетон.

Учитель: мы прибываем к городу Сюрприз. Пока подводятся итоги, мы побываем в этом замечательном городе. Для этого вам надо расшифровать слово. Угадав корни уравнения, каждому числу найти соответствующую букву и прочесть слово.

25 : А = 25 ; 3 : П = 1; Р : 1 = 5; 15 * А = 15 : А ; К + К = К * К У * 10 = У : 10; Х + Х = 16

0 – Б; 1 – С; 2 – И; 3 – П; 4 – Я; 5 – А; 6 – Ж; 7 – К; 8 – О; 9 – М

Математика – наука, она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и …игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя:
математика повсюду,
математика везде.
Тот, кто учит, понимает и порядок в голове.

Если остается время, то решаем анаграммы.

Анаграммы: Анаграмма – слово, в котором поменялись местами все или несколько букв в сравнении с исходным словом. Решить анаграмму – означает определить исходное слово.

Решить анаграмму и исключить лишнее слово: МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ

Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас –
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать.
Нужно, прежде всего математику знать