Цель: Социокультурное наполнение категории профессия
Ведущая идея урока: "Ученик учится САМ, учитель только помогает"
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о многообразии профессий и их важности;
- знать те качества, которые важны людям любых профессий.
Развивающие:
- развивать способности понимать окружающий тебя мир и людей, необходимость быть здоровым телом и душой;
- побудить ребенка к саморазвитию через самоанализ.
Воспитательные:
- важно думать не только кем ты хочешь быть, но и каким человеком, и для чего будешь, повзрослев, трудиться;
- убедить учащихся в том, что думая о своей будущей профессии, важно представить, как профессиональные умения связаны с личностными качествами человека и теми целями, которые человек ставит в своей жизни.
Мотивирующие:
- стимулировать желание ребенка понимать не только собственные состояния, переживания, но и состояния всего, что его окружает в жизни, стремиться почувствовать взаимосвязь всего существующего, хотеть этого.
Методы обучения:
- словесные - фронтальная беседа, работа учащихся по группам;
- наглядные - демонстрация мультимедийной презентации, рисунки учащихся;
- практические - практическая работа.
- проблемно-поисковые - частично-поисковый
Тип урока: комбинированный урок
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Обоснование темы:
Данный урок в курсе "Урал. Человек. Истоки" является вторым уроком в блоке "Традиции дела". Уроки данного блока позволяют учащимся освоить необходимый компонент образования, раскрывающий духовно-нравственную составляющую мира профессий и миссию человека в нем. При изучении данной темы школьники знакомятся с качествами личности, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности.
При подготовке к уроку мною были учтены особенности развития детей и класса в целом. Задания были подобраны соответствующие их уровню развития, при выполнении которых необходима опора на жизненный опыт учащихся и предыдущие знания.
В соответствии с темой урока, целью, задачами, а также типом урока - комбинированный урок - были подобраны методы и средства обучения, способствующие формированию интереса, положительной мотивации к учебной деятельности.
На уроке прослеживаются межпредметные связи (окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство). Используются ситуации диалога, обмена мнениями.
Занятия по курсу "Урал. Человек. Истоки" способствуют у учащихся формированию ключевых компетенций - способность к коммуникации на родном языке, социальные и гражданские компетенции, способность к инициативе, культурная компетенция.
Материалы данного урока можно использовать на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях.
Характеристика класса, в котором проводился урок.
В классе 20 человек. Из них 18 девочек и 2 мальчика. 100% успеваемость. Качество знаний - 45 %. Дети с хорошими умственными способностями, для них характерна осмысленность чтения, понимание прочитанного и запоминание.
В классе сформирован интерес к учебе, все дети учатся с желанием.
О познавательной активности учащихся говорит участие детей в игре "Интеллектуальная радуга": дети были отмечены дипломами I, II, III степени. Учащиеся класса принимали участие в различных районных мероприятиях, где занимали призовые места.
Предварительная работа: детям предложено выполнить рисунок на тему "Моя будущая профессия", или нарисовать профессии родителей, отпечаток ладошки учащихся.
Дидактические материалы и оборудование:
Для учителя: рисунки учащихся - профессии людей, карточки с качествами личности, карточки с типами профессий, солнышко, словарь Ожегова, презентация, магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Для учащихся: словарь Ожегова, листы формата А3, отпечаток ладошки учащихся.
Организация рабочих мест: парты расставлены по группам (3 группы
Оформление доски:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Цель: Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке, психологическая готовность учащихся к общению
II. Присоединение
Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, включение в совместную деятельность по определению целей урока.
Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек на Земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь (слайд 1)
Сегодня вы сидите за школьной партой. Учеба это тоже труд и, причем, непростой. Учиться и трудиться надо в полную силу - только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Цена хлеба, цена труда, цена знаний - истины, которые должен усвоить каждый с малых лет. Ведь на этом держится вся наша жизнь. Красота земли, красота человека - эти понятия неразрывны.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(ответы детей)
(открывается тема урока)
- Чем интересна эта тема?
(ответы детей)
(открываются цели урока)
Я полагаю, что этот урок поможет вам увидеть смысл и красоту профессий, почувствовать, пережить, понять духовные ценности каждой профессии. Я рассчитываю на вашу поддержку и понимание.
III. Работа в парах
Цель: развитие коммуникативных навыков - умения работать в паре: умение выслушать друг друга, с вниманием относиться к словам собеседника, принятие общего решения.
1) Подготовительный этап (беседа)
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
- Как вы думаете, какое слово в теме занятия главное?
(профессия)
- Как вы понимаете значение этого слова?
(ответы детей)
- Чтобы узнать наиболее точное значение этого слова обратимся к словарю Ожегова
(ученик зачитывает определение из словаря: Профессия - это:.)
- Исходя из этого определения, мы должны выявить какими качествами, каким отношением к труду должен обладать мастер, чтобы достойно нести миссию своей профессии в обществе. И в этом нам поможет следующая работа в паре.
2) Основная часть - работа в парах.
Цель: формирование отношения к профессиональному труду как способу дарить счастье другим людям.
В одной из книг я прочитала такую притчу:
Рабочие переносят бревна. Спрашивают первого "Что ты делаешь?" Он в ответ: "Переношу бревна, выполняю тяжелую работу, которую вынужден делать" (слайд2)
Спрашивают второго "Что ты делаешь?" - (слайд 3) "Я деньги зарабатываю" - отвечает он.
Спрашивают третьего: "Что ты делаешь?" (слайд 4) Он в ответ: "Дом строю - людям радость приношу".
- Обсудите в парах: Что вложил в труд каждый из этих работников? (слайд 5)
(Идет обсуждение, затем дети отвечают)
Дети пришли к выводу:
(Первый вложил силу, но дело свое не любит, в ней нет ничего для него привлекательного. Второй зарабатывает деньги, чтобы прокормить себя и семью. Третий в дело душу вложил и поэтому он счастливый из них).
- Я согласна с вашими ответами. На работе человек проводит большую часть жизни. И если он не ценит свою работу, скучает, смотрит на часы, то его жизнь превращается в пытку.
Прочитайте пословицу. Объясните смысл.
Каждое дело любовью освещается (слайд 6)
(ответы детей)
- Итак, мы выяснили, что каждый человек должен вложить душу в дело, которым он занимается.
3) Рефлексия
Цель: помочь учащимся оценить свою деятельность на данном этапе урока
- Как вам работалось в паре?
- Удалось ли вам прийти к согласию?
IV. Физминутка
Цель: предупредить утомляемость учащихся
V. Работа в группах
Цель: освоение способов сотрудничества в группе - обсуждения ответа с одноклассниками, умения высказать свое мнение, учитывая общее мнение.
1) Подготовительный этап
Цель: способствовать развитию логического мышления, монологической речи школьников, развитие умения классифицировать.
(слайд 7) Мир профессий разнообразен. Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, вкладывая душу, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающие тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.
На доске ваши рисунки, (см. приложение) которые помогут нам выполнить следующее задание в группе.
- Какие профессии вы изобразили?
(ответы детей)
- Разделите эти профессии на три группы. И обоснуйте свой выбор.
(учащиеся выделяют первую группу)
- Что общего в профессиях этой группы?
(ответы детей)
В этих профессиях предметом труда выступает техника. Эту группу условно обозначим Человек - техника (табличка)
Назовите, какие еще профессии можно отнести к этой группе.
(ответы детей)
(Учащиеся выделяют следующую группу)
- Что общего в профессиях этой группы?
(ответы детей)
В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Условно называем Человек - человек (табличка)
- Назовите, какие еще профессии можно отнести к этой группе.
(ответы детей)
(Учащиеся выделяют следующую группу)
- Что общего в профессиях этой группы?
(ответы детей)
Деятельность человека связана с природой: растительные, животные организмы. Условно называем Человек - природа. (табличка)
Назовите, какие еще профессии можно отнести к этой группе.
(ответы детей)
- В мире огромное количество профессий. Сейчас вы выделили только три типа профессий, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей жизни.
2) Основной этап - работа в группах
Цель: Развитие умения выделять важные качества личности для будущей профессиональной деятельности.
Перед вами лежат карточки с качествами личности. Вам нужно выбрать те качества, которые необходимы для успешной деятельности профессий.
- 1 команда выбирает качества личности для профессий группы Человек - техника
- 2. команда - Человек - природа
- 3 команда - Человек - человек
Будьте готовы объяснить свой выбор.
АККУРАТНОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, БЕССТРАШИЕ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, УСЕРДИЕ, ГРУБОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ГОРДОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЗАБОТЛИВОСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, ЛЖИВОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ, МУДРОСТЬ, НЕБРЕЖНОСТЬ, НЕЖНОСТЬ, ПУНКТУАЛЬНОСТЬ.
(работают в группе, выбирают и приклеивают качества на лист формата А3)
- Итак, работу закончили. Командиры каждой команды представляют общее мнение группы.
(ответы детей)
- Что вы заметили интересного?
(ответы детей - многие профессии требуют одинаковые качества)
- Вы верно подметили, что некоторые качества нужны в любой профессии. Недаром народ заметил: Не место красит человека, а человек место (слайд 8).
- Как вы понимаете эту пословицу?
3) Рефлексия
Цель: помочь учащимся оценить свою деятельность на данном этапе урока
-Удалось ли вам слаженно поработать в группе?
- Считаете ли вы, что умение слаженно работать в группе поможет вам достичь мастерства в профессии?
VI. Физкультминутка
Цель: предупредить утомляемость учащихся
VII. Практическая работа
Цель: развитие творческих способностей учащихся, мотивации к достижению положительного результата.
1) Подготовительный этап
Цель: организовать деятельность учащихся на осмысление того, что важно думать не только кем ты хочешь быть, но и каким человеком, и для чего будешь, повзрослев, трудиться.
- Сегодня на уроке вы были очень внимательными и это качество пригодится вам при выполнении следующего задания.
- В прошедшем учебном году при написании Областных контрольных работ вы выбрали тему "У меня растут года:", где вы рассуждали о своей будущей профессии. Вы очень серьезно подошли к работе, и мне особенно запомнилось одно из ваших высказываний: Успешность работы зависит от характера человека. Но многие качества человек может развить у себя сам и работать над этим нужно с детства (слайд 9)
- Итогом нашего урока будет творческая работа
Сухомлинский говорил: "Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев".
- И мы с вами попробуем сейчас раскрыть свой талант (слайд 10)
2) Индивидуальная работа
Цель: развитие умения управлять своими эмоциями, создавать продукт на основе полученных знаний.
У вас на партах лежат отпечатки ваших ладошек. В каждом пальчике напишите то, что вы подарите людям, став взрослыми.
(индивидуальная работа учащихся)
VIII. Подведение итогов
Цель: дать качественную оценку работы класса, обобщить полученные знания.
- Итак, что вы можете подарить людям?
(учащиеся называют одно из качеств, и приклеивают ладошку вокруг солнышка к доске)
- Я верю, что вы творцы, мастера своего дела, сможете сделать мир богаче, ярче, красивей.
Дети исполняют песню "Дорогою добра"