Конспект урока по курсу "Урал. Человек. Истоки" на тему "Требования профессий к человеку". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Социокультурное наполнение категории профессия

Ведущая идея урока: "Ученик учится САМ, учитель только помогает"

Задачи:

Образовательные:

  • дать знания о многообразии профессий и их важности;
  • знать те качества, которые важны людям любых профессий.

Развивающие:

  • развивать способности понимать окружающий тебя мир и людей, необходимость быть здоровым телом и душой;
  • побудить ребенка к саморазвитию через самоанализ.

Воспитательные:

  • важно думать не только кем ты хочешь быть, но и каким человеком, и для чего будешь, повзрослев, трудиться;
  • убедить учащихся в том, что думая о своей будущей  профессии, важно представить, как профессиональные умения связаны с личностными качествами человека и теми целями, которые человек ставит в своей жизни.

Мотивирующие:

  • стимулировать желание ребенка понимать не только собственные состояния, переживания, но и состояния всего, что его окружает в жизни, стремиться почувствовать взаимосвязь всего существующего, хотеть этого.

Методы обучения:

  • словесные - фронтальная беседа, работа учащихся по группам;
  • наглядные - демонстрация мультимедийной презентации, рисунки учащихся;
  • практические - практическая работа.
  • проблемно-поисковые - частично-поисковый

Тип урока: комбинированный урок

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Обоснование темы:

Данный урок в курсе "Урал. Человек. Истоки" является вторым уроком в блоке "Традиции дела". Уроки данного блока позволяют учащимся освоить необходимый компонент образования, раскрывающий духовно-нравственную составляющую мира профессий и миссию человека в нем. При изучении данной темы школьники знакомятся с качествами личности, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности.

При подготовке к уроку мною были учтены особенности развития детей и класса в целом. Задания были подобраны соответствующие их уровню развития, при выполнении которых необходима опора на жизненный опыт учащихся и предыдущие знания.

В соответствии с темой урока, целью, задачами, а также типом урока - комбинированный урок - были подобраны методы и средства обучения, способствующие формированию интереса, положительной мотивации к учебной деятельности.

На уроке прослеживаются межпредметные связи (окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство). Используются ситуации диалога, обмена мнениями.

Занятия по курсу "Урал. Человек. Истоки" способствуют у учащихся формированию ключевых компетенций - способность к коммуникации на родном языке, социальные и гражданские компетенции, способность к инициативе, культурная компетенция.

Материалы данного урока можно использовать на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях.

Характеристика класса, в котором проводился урок.

В классе 20 человек. Из них 18 девочек и 2 мальчика. 100% успеваемость. Качество знаний - 45 %. Дети с хорошими умственными способностями, для них характерна осмысленность чтения, понимание прочитанного и запоминание.

В классе сформирован интерес к учебе, все дети учатся с желанием.

О познавательной активности учащихся говорит участие детей в игре "Интеллектуальная радуга": дети были отмечены дипломами I, II, III степени. Учащиеся класса принимали участие в различных районных мероприятиях, где занимали призовые места.

Предварительная работа: детям предложено выполнить рисунок на тему "Моя будущая профессия", или нарисовать профессии родителей, отпечаток ладошки учащихся.

Дидактические материалы и оборудование:

Для учителя: рисунки учащихся - профессии людей, карточки с качествами личности, карточки с типами профессий, солнышко, словарь Ожегова, презентация, магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Для учащихся: словарь Ожегова, листы формата А3, отпечаток ладошки учащихся.

Организация рабочих мест: парты расставлены по группам (3 группы

Оформление доски:

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Цель: Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке, психологическая готовность учащихся к общению

II. Присоединение

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, включение в совместную деятельность по определению целей урока.

Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек на Земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь (слайд 1)

Презентация.

Сегодня вы сидите за школьной партой. Учеба это тоже труд и, причем, непростой. Учиться и трудиться надо в полную силу - только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Цена хлеба, цена труда, цена знаний - истины, которые должен усвоить каждый с малых лет. Ведь на этом держится вся наша жизнь. Красота земли, красота человека - эти понятия неразрывны.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(ответы детей)

(открывается тема урока)

- Чем интересна эта тема?

(ответы детей)

(открываются цели урока)

Я полагаю, что этот урок поможет вам увидеть смысл и красоту профессий, почувствовать, пережить, понять духовные ценности каждой профессии. Я рассчитываю на вашу поддержку и понимание.

III. Работа в парах

Цель: развитие коммуникативных навыков - умения работать в паре: умение выслушать друг друга, с вниманием относиться к словам собеседника, принятие общего решения.

1) Подготовительный этап (беседа)

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

- Как вы думаете, какое слово в теме занятия главное?

(профессия)

- Как вы понимаете значение этого слова?

(ответы детей)

- Чтобы узнать наиболее точное значение этого слова обратимся к словарю Ожегова

(ученик зачитывает определение из словаря: Профессия - это:.)

- Исходя из этого определения, мы должны выявить какими качествами, каким отношением к труду должен обладать мастер, чтобы достойно нести миссию своей профессии в обществе. И в этом нам поможет следующая работа в паре.

2) Основная часть - работа в парах.

Цель: формирование отношения к профессиональному труду как способу дарить счастье другим людям.

В одной из книг я прочитала такую притчу:

Рабочие переносят бревна. Спрашивают первого "Что ты делаешь?" Он в ответ: "Переношу бревна, выполняю тяжелую работу, которую вынужден делать" (слайд2)

Спрашивают второго "Что ты делаешь?" - (слайд 3) "Я деньги зарабатываю" - отвечает он.

Спрашивают третьего: "Что ты делаешь?" (слайд 4) Он в ответ: "Дом строю - людям радость приношу".

- Обсудите в парах: Что вложил в труд каждый из этих работников? (слайд 5)

(Идет обсуждение, затем дети отвечают)

Дети пришли к выводу:

(Первый вложил силу, но дело свое не любит, в ней нет ничего для него привлекательного. Второй зарабатывает деньги, чтобы прокормить себя и семью. Третий в дело душу вложил и поэтому он счастливый из них).

- Я согласна с вашими ответами. На работе человек проводит большую часть жизни. И если он не ценит свою работу, скучает, смотрит на часы, то его жизнь превращается в пытку.

Прочитайте пословицу. Объясните смысл.

Каждое дело любовью освещается (слайд 6)

(ответы детей)

- Итак, мы выяснили, что каждый человек должен вложить душу в дело, которым он занимается.

3) Рефлексия

Цель: помочь учащимся оценить свою деятельность на данном этапе урока

- Как вам работалось в паре?

- Удалось ли вам прийти к согласию?

IV. Физминутка

Цель: предупредить утомляемость учащихся

V. Работа в группах

Цель: освоение способов сотрудничества в группе - обсуждения ответа с одноклассниками, умения высказать свое мнение, учитывая общее мнение.

1) Подготовительный этап

Цель: способствовать развитию логического мышления, монологической речи школьников, развитие умения классифицировать.

(слайд 7) Мир профессий разнообразен. Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, вкладывая душу, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающие тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего.

На доске ваши рисунки, (см. приложение) которые помогут нам выполнить следующее задание в группе.

- Какие профессии вы изобразили?

(ответы детей)

- Разделите эти профессии на три группы. И обоснуйте свой выбор.

(учащиеся выделяют первую группу)

- Что общего в профессиях этой группы?

(ответы детей)

В этих профессиях предметом труда выступает техника. Эту группу условно обозначим Человек - техника (табличка)

Назовите, какие еще профессии можно отнести к этой группе.

(ответы детей)

(Учащиеся выделяют следующую группу)

- Что общего в профессиях этой группы?

(ответы детей)

В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Условно называем Человек - человек (табличка)

- Назовите, какие еще профессии можно отнести к этой группе.

(ответы детей)

(Учащиеся выделяют следующую группу)

- Что общего в профессиях этой группы?

(ответы детей)

Деятельность человека связана с природой: растительные, животные организмы. Условно называем Человек - природа. (табличка)

Назовите, какие еще профессии можно отнести к этой группе.

(ответы детей)

- В мире огромное количество профессий. Сейчас вы выделили только три типа профессий, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей жизни.

2) Основной этап - работа в группах

Цель: Развитие умения выделять важные качества личности для будущей профессиональной деятельности.

Перед вами лежат карточки с качествами личности. Вам нужно выбрать те качества, которые необходимы для успешной деятельности профессий.

  • 1 команда выбирает качества личности для профессий группы Человек - техника
  • 2. команда - Человек - природа
  • 3 команда - Человек - человек

Будьте готовы объяснить свой выбор.

АККУРАТНОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, БЕССТРАШИЕ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, УСЕРДИЕ, ГРУБОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ГОРДОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЗАБОТЛИВОСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ, ЛЖИВОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ, МУДРОСТЬ, НЕБРЕЖНОСТЬ, НЕЖНОСТЬ, ПУНКТУАЛЬНОСТЬ.

(работают в группе, выбирают и приклеивают качества на лист формата А3)

- Итак, работу закончили. Командиры каждой команды представляют общее мнение группы.

(ответы детей)

- Что вы заметили интересного?

(ответы детей - многие профессии требуют одинаковые качества)

- Вы верно подметили, что некоторые качества нужны в любой профессии. Недаром народ заметил: Не место красит человека, а человек место (слайд 8).

- Как вы понимаете эту пословицу?

3) Рефлексия

Цель: помочь учащимся оценить свою деятельность на данном этапе урока

-Удалось ли вам слаженно поработать в группе?

- Считаете ли вы, что умение слаженно работать в группе поможет вам достичь мастерства в профессии?

VI. Физкультминутка

Цель: предупредить утомляемость учащихся

VII. Практическая работа

Цель: развитие творческих способностей учащихся, мотивации к достижению положительного результата.

1) Подготовительный этап

Цель: организовать деятельность учащихся на осмысление того, что важно думать не только кем ты хочешь быть, но и каким человеком, и для чего будешь, повзрослев, трудиться.

- Сегодня на уроке вы были очень внимательными и это качество пригодится вам при выполнении следующего задания.

- В прошедшем учебном году при написании Областных контрольных работ вы выбрали тему "У меня растут года:", где вы рассуждали о своей будущей профессии. Вы очень серьезно подошли к работе, и мне особенно запомнилось одно из ваших высказываний: Успешность работы зависит от характера человека. Но многие качества человек может развить у себя сам и работать над этим нужно с детства (слайд 9)

- Итогом нашего урока будет творческая работа

Сухомлинский говорил: "Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев".

- И мы с вами попробуем сейчас раскрыть свой талант (слайд 10)

2) Индивидуальная работа

Цель: развитие умения управлять своими эмоциями, создавать продукт на основе полученных знаний.

У вас на партах лежат отпечатки ваших ладошек. В каждом пальчике напишите то, что вы подарите людям, став взрослыми.

(индивидуальная работа учащихся)

VIII. Подведение итогов

Цель: дать качественную оценку работы класса, обобщить полученные знания.

- Итак, что вы можете подарить людям?

(учащиеся называют одно из качеств, и приклеивают ладошку вокруг солнышка к доске)

- Я верю, что вы творцы, мастера своего дела, сможете сделать мир богаче, ярче, красивей.

Дети исполняют песню "Дорогою добра"