Цели урока:
- повторить правописание ь после шипящих на конце слов;
- расширить знания о правописании ь после шипящих в глаголах.
Ход урока
I. Актуализация знаний и учебных умений.
– Распределите слова по группам (запись под диктовку), 2 уч – ся на доске:
Ноч…, луч…, карандаш…, без туч…, вещ…, колюч…, помощ…, рож….
На доске появляется образец:
– Почему слова распределили таким образом? Вспомните, когда в словах после шипящих пишется Ь?
II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
– Попробуйте написать другие слова (учитель диктует глаголы, дети записывают на листочках, 1ученик – на доске): отреж…, едеш…, будеш…, береч…, посееш…, пожнёш…, погониш…ся, не поймаеш….
– Какие слова были у вас в задании?
– Какая это часть речи?
– Пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?
– Сколько мнений у нас в классе по этому вопросу?
– Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?
– Какая цель нашего урока?
Учитель открывает тему урока:
Ь после шипящих в глаголах |
– На какой вопрос надо ответить?
– А вы как думаете? Какие есть предположения?
– Каким путём пойдём? (посмотреть в учебнике, понаблюдать, спросить у учителя)
– Какой путь лучше? (понаблюдать)
III. Поиск решения проблемы.
– Лучше всего наблюдать за текстом. Я предлагаю взять для работы пословицы. Согласны?
– Я вам раздам карточки с пословицами. Прочитайте их объясните смысл каждой и понаблюдайте пишется или нет в глаголах после шипящих “Ь”.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. |
Тише едешь – дальше будешь. |
Важно беречь платье снову, а честь смолоду. |
Что посеешь, то и пожнёшь. |
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
– Что вы заметили?
– Какой вывод можно сделать?
IV. Первичное закрепление с проговариванием.
– Выполним упр. № 2 на с.83. Прочитайте задание. В какие столбики распределим глаголы? (до слова поджечь)
Н.ф. |
2л., ед.ч. |
приказ |
обжечь |
стоишь |
спрячь |
поджечь |
говоришь |
V. Выражение решения проблемы.
– Задания по группам:
1 – составит правило написания “Ь” в глаголах после шипящих.
2 – составит схему этого правила.
3 – придумает правило в стихах.
Если глагол в единственном числе, во втором лице поставишь,
“Ь” на конце стоять ………….
____________________________________________________________
Если глагол в начальной форме да с шипящей на конце
Правило помни, не забывай:
“Ь” к шипящей ………..
________________________________________________________
“Ь” глаголу друг, но не встанет рядом вдруг
Коль шипящий здесь у нас
“Ь” нам ………………
– Прочитайте правило в учебнике с 84. Чей способ проверки лучше?
– Сделайте вывод о написании “Ь” после шипящих.
VI. Включение в систему знаний.
– А теперь попробуйте записать слова под диктовку и распределите по столбикам: прилечь, меч, плывёшь, мелочь, дремуч, ложь, багаж.
VII. Домашнее задание.
– с.82 и 84 учить, с.85 упр. 3 Прочитайте задание, кому непонятно как выполнять?
VIII. Рефлексфия.
– С какой орфограммой познакомились? Что нового узнали? Что было трудно? Что у вас уже получается?