Звуки [г], [г']. Буква Гг. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Планируемые результаты:

Цели урока (базовые знания) – составление звуковой модели слов; знакомство с правилами чтения.

Формируемые УУД:

  • личностные – осознавать значимость чтения; высказывать собственную точку зрения и уважать мнение собеседника; формирование внутренней позиции школьника
  • регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий
  • коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе
  • познавательные – формирование необходимого уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевых устных высказываний; структурирование знаний.

Оборудование: Учебник “Азбука”, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева (УМК “Перспектива”), электронное приложение к учебнику (CD), модель Звукарика.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

– Начнем наш урок со стихотворения, которое поможет нам настроиться на работу.

(Дети вслух рассказывают стихотворение)

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться, будет получаться.

– Что для этого мы будем делать сегодня на уроке? (узнавать новое, вспоминать изученное, помогать своим товарищам)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. – Мы с вами продолжаем путешествие в страну АБВГДейку. Нас встречают жители этой страны – Звукарики. (Первый – в красных ботиночках, второй – в синих, третий – в зеленых)

Посмотрите на этих Звукариков, что вы можете о них сказать? (Первый обозначает гласные звуки, второй – твердые согласные, третий – мягкие согласные)

Что подсказывает нам на письме, какие согласные читаются твердо, а какие мягко?

Рядом со Звукариком в зеленых ботиночках ставим букву И, а к Звукарику в синих ботиночках подставляем буквы О, А, Ы, Э, У.

2. Все ли мы знаем про жителей этой страны? Что нужно, чтобы узнать больше? (познакомиться с новым Звукариком)

На доске появляется Звукарик и две схемы, в которых выделены только первые звуки.

– Какое задание нужно выполнить? (Выделить первые звуки и дать их характеристику)

– Выполните задание.

III. Выявление места и причины затруднения.

– Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем с какими словами будем работать)

– А если будете знать слова, сможете справиться?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

– Давайте подумаем, что мы должны узнать на уроке и как это будем делать

На доске появляется табличка “Тема урока:

Коллективно обговаривается и определяется план работы

  1. Картинка “Мудрой совы” – потренируемся выделении звуков и дадим их характеристику
  2. Картинка “Тетрадь и ручка” – познакомимся с буквой и научимся ее печатать
  3. Картинка “Книга” – потренируемся в чтении

V. Реализация построенного проекта (работа в группах по 4 человека).

(Используется эл.приложение к “Азбуке”, урок “Буква Гг”, картинки “груша”, “гитара”)

Выделите первые звуки в словах, сравните, дайте характеристику и оденьте своего Звукарика в соответствии со своей характеристикой.

VI. Первичное проговаривание во внешней речи.

  1. Отчет групп о выполненной работе: представление своих Звукариков, сравнение характеристик, рисование Звукариков в тетради по обучению грамоте.
  2. Работа с эл.приложением: выполнить задание, в котором необходимо выделить новые звуки в словах.

VII. Знакомство с новой буквой.

  1. Рассматривание буквы. На что похожа буква? Картинки с предметами.
  2. Определение места буквы в “Ленте букв” и “Алфавите”.
  3. Печатание буквы (образец печатания показывается в эл.приложении к уроку).
  4. Упражнение в чтении слогов-слияний.
  5. С мягким согласным ГИ ГИтара, Гири.
    С твердым согласным ГА, ГО, ГУ, ГЫ, ГЭ ГАраж, ГОрох, Голубь.

  6. Задание из эл. приложения: разгадать загадку, составить схему слова-отгадки, обозначить известные буквы.
  7. Работа с текстом из эл.приложения. (Галина вырастила капусту, лук, салат, укроп и помидоры. У горки пугало. Это сигнал галкам и воронам. Пугало напугало ворон и галок.)

Тексты выдаются детям на листочках для выполнения индивидуальных заданий.

– Прочитайте текст для себя.

– Какие слова не понятны?

– Сколько предложений в тексте? Прочитайте первое предложение.

– О ком речь в предложении? Что можете о ней сказать?

– Если первое слово переставить в середину предложения, с какой буквы его напишите? Почему?

– Обведите в тексте новую букву. Сколько раз она вам встретилась? Какие звуки она обозначает?

VIII. Рефлексия.

Вернемся к нашему плану.

– Какую первую задачу мы для себя ставили? Что мы узнали про новые звуки?

– Мы должны были научиться печатать букву. Научились? А что еще пока не умеем делать? (писать) На следующем уроке обязательно научимся писать эту букву.

– Достаточно ли мы потренировались в чтении? Этого мало, чтобы научиться хорошо читать. Значит, потренируемся еще в чтении слов с этой буквой.

На полях тетрадочки нарисуйте Смайлики – как вы оцениваете сегодня свою работу, все ли вам удалось, как активно вы работали на уроке. Улыбка вашего Смайлика подскажет нам, как вы оценили свою работу.

IX. Постановка проблемы на следующий урок.

Пока вы рисовали Смайлики в своих тетрадочках, буква Г перебежала от звонких согласных звуков и встала рядом со Звукариком, который обозначает глухие согласные звуки. Почему она так поступила? Наверное, мы еще не все узнали про эту букву и звуки, которые она обозначает. Узнаем это на следующем уроке.