Классная воспитательная программа "Выполни себя"

Разделы: Классное руководство


Структура классной воспитательной программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Концептуальная основа программы.
  3. Работа с коллективом класса, осуществление педагогического сопровождения и поддержки.
  4. Консультирующая работа с родителями.
  5. Организационно-координирующая работа для установления эффективных связей между ребенком, учителями-предметниками, администрацией.
  6. Организационно-координирующая работа для установления эффективных связей между ребенком и внешкольными учреждениями, социумом.
  7. Ожидаемый результат.
  8. Диагностика.
  9. Используемая литература.
  10. Приложение.

Пояснительная записка

Самое ценное в мире – это человек. Но сегодня ему существенно угрожают: неблагоприятная экология, смертоносный атом. Эгоизация общества. Проблема существования человека становится не только философской, социальной, экономической, но и чисто педагогической. Следует учить молодое поколение сохранять общечеловеческую культуру, что и меняет парадигму воспитания. Целью воспитания становятся не отдельные качества личности, не отдельные стороны развития, а человек в самом широком смысле слова. Человек формируется не только в процессе воспитания и социализации, но и воспитывает сам себя. Поэтому сейчас необходимо так взаимодействовать с подростком, чтобы развить, укрепить у него потребность в самоизучении, саморазвитии, самовоспитании, сформировать убеждение; только тот по-настоящему находит свое место в мире, кто непременно изменяется сам, совершенствуя себя, свой образ - Я. Это и привело нас с моими воспитанниками и их родителями к работе по программе “Выполни себя” (автор Тесова Елена Генриховна),адаптируя её, с учетом возраста и особенностей воспитанников данного класса.

Основная цель: создать условия для формирования у подростков потребности целенаправленно изучать себя; - научить давать объективную самохарактеристику; раскрыть перед воспитанниками перспективы постоянного самосовершенствования и жизненного самоопределения.

Программа “Выполни себя” подразумевает процесс самовоспитания. Современная педагогика определяет самовоспитание как осознанную, целенаправленную деятельность личности; на основе знания себя и отношения к себе, человек должен прийти к необходимости самоизменения, самовоспитания и самосовершенствования, осуществлять потребность “Выполни себя”, т.е. самовоспитание ориентирует личность на желание самой творить свою жизнь, быть ответственным за выбор своего пути. Потребность в самовоспитании необходимо стимулировать именно в этом возрасте, который очень важен как этап психического развития для всей дальнейшей жизни.

Предпосылки к самовоспитанию:

  • В этот период закладываются социальные установки человека;
  • Интенсивно формируется мировоззрение, система оценочных суждений, убеждений, идеалы;
  • Ведущим (основным) видом деятельности становится общение;
  • Устанавливается склонность к самонаблюдению и самопознанию.

Эта программа будет реализовываться через комплексную систему различных методов, направленная на выявление, формирование, развитие у ребенка потребности выполнить себя.

Именно навыки и умения, развитые у подростков в процессе самовоспитание будут также способствовать развитию абстрактного мышления, приобретению навыков взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола, становление новых, более независимых отношений в семье, выработке новой системы ценностей, определению задач будущего.

Это можно выполнить через систему психологических уроков-тестов, которые включают в индивидуальные и групповые психолого-педагогические беседы – игры, беседы.

Методика данных форм работы включает в сочетании разговора педагога с подростком с обменом мнениями по поводу услышанного с учетом самонаблюдения, самоанализа, самохарактеристики и взаимохарактеристики, индивидуальных консультаций по интересующим проблемам самовоспитания.

Педагог должен знать условия жизни подростка вне школы и помнить, что особое значение в развитии подростка имеет занятие творчеством и трудом.

Программа предполагает использование в воспитательном процессе инновационных педагогических технологий:

  • КТД (коллективная творческая деятельность),
  • Индивидуальное воспитание (через методику ситуационного и личностно-ориентированного классного часа),
  • Технология “Лидер”.

Занятия по самовоспитанию с подростками можно построить в следующей логической взаимосвязи:

  • “Выполни себя” - значит узнать свои сильные и слабые стороны;
  • “Выполни себя” - значит сопоставить себя с другими сверстниками и взрослыми;
  • “Выполни себя” - значит соразмерить свою жизнь с жизнью людей, которых ты считаешь эталоном нравственности;
  • “Выполни себя” - значит установить систему взаимоотношения к миру и с миром;
  • “Выполни себя” - значит понять, на что ты годишься, определить свои способности;
  • “Выполни себя” - значит вглядеться в себя со стороны, понять, каков ты в глазах других людей;
  • “Выполни себя” - значит поверить в свои силы.

Такая система поможет комплексно подойти к организации самовоспитания подростков. Каждое занятие, беседа, разговор, консультация должны давать воспитаннику основу для осознания результатов собственного роста через самоанализ, осознание и принятие своего “Я”.

Данная программа предполагает ведение личных дневников и выполнение домашнего задания.

Домашние задания могут быть разного характера:

  • Написать сочинение – размышление на тему: “Личность, которой можно подражать”, “Все работы хороши, выбирай на вкус”, “Кем быть?”, “Моя мечта и цель в жизни”.
  • Написать свою первую самохарактеристику, ответить на первые 3 вопроса: (Что в тебе хорошего? Что тебе еще не нравится в твоем характере и поступках? Что бы ты хотел воспитать в себе?).
  • Нарисовать рисунки (Я и мои…),
  • Написать письмо самому себе (рассказать кто ты, описать себя как человека: свою жизнь, интересы, привязанности, местность где ты проживаешь; значимых людей в твоей жизни…).
  • Написание автобиографии, “Мое родословное древо”.
  • Создать мини-проекты по профориентации, “Мое личное портфолио”.

Родители оказывают посильную помощь при выполнении домашнего задания в личных дневниках самопознания.

В результате работы по программе у учащихся постепенно вырабатываются умения: слышать друг друга; видеть друг друга; чувствовать друг другу; сочувствовать друг другу, культурно общаться друг с другом и с окружающими и мотивировать положительную профессиональную направленность.

Продолжение статьи читайте здесь

Презентация