Структура классной воспитательной программы
- Пояснительная записка.
- Концептуальная основа программы.
- Работа с коллективом класса, осуществление педагогического сопровождения и поддержки.
- Консультирующая работа с родителями.
- Организационно-координирующая работа для установления эффективных связей между ребенком, учителями-предметниками, администрацией.
- Организационно-координирующая работа для установления эффективных связей между ребенком и внешкольными учреждениями, социумом.
- Ожидаемый результат.
- Диагностика.
- Используемая литература.
- Приложение.
Пояснительная записка
Самое ценное в мире – это человек. Но сегодня ему существенно угрожают: неблагоприятная экология, смертоносный атом. Эгоизация общества. Проблема существования человека становится не только философской, социальной, экономической, но и чисто педагогической. Следует учить молодое поколение сохранять общечеловеческую культуру, что и меняет парадигму воспитания. Целью воспитания становятся не отдельные качества личности, не отдельные стороны развития, а человек в самом широком смысле слова. Человек формируется не только в процессе воспитания и социализации, но и воспитывает сам себя. Поэтому сейчас необходимо так взаимодействовать с подростком, чтобы развить, укрепить у него потребность в самоизучении, саморазвитии, самовоспитании, сформировать убеждение; только тот по-настоящему находит свое место в мире, кто непременно изменяется сам, совершенствуя себя, свой образ - Я. Это и привело нас с моими воспитанниками и их родителями к работе по программе “Выполни себя” (автор Тесова Елена Генриховна),адаптируя её, с учетом возраста и особенностей воспитанников данного класса.
Основная цель: создать условия для формирования у подростков потребности целенаправленно изучать себя; - научить давать объективную самохарактеристику; раскрыть перед воспитанниками перспективы постоянного самосовершенствования и жизненного самоопределения.
Программа “Выполни себя” подразумевает процесс самовоспитания. Современная педагогика определяет самовоспитание как осознанную, целенаправленную деятельность личности; на основе знания себя и отношения к себе, человек должен прийти к необходимости самоизменения, самовоспитания и самосовершенствования, осуществлять потребность “Выполни себя”, т.е. самовоспитание ориентирует личность на желание самой творить свою жизнь, быть ответственным за выбор своего пути. Потребность в самовоспитании необходимо стимулировать именно в этом возрасте, который очень важен как этап психического развития для всей дальнейшей жизни.
Предпосылки к самовоспитанию:
Эта программа будет реализовываться через комплексную систему различных методов, направленная на выявление, формирование, развитие у ребенка потребности выполнить себя.
Именно навыки и умения, развитые у подростков в процессе самовоспитание будут также способствовать развитию абстрактного мышления, приобретению навыков взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола, становление новых, более независимых отношений в семье, выработке новой системы ценностей, определению задач будущего.
Это можно выполнить через систему психологических уроков-тестов, которые включают в индивидуальные и групповые психолого-педагогические беседы – игры, беседы.
Методика данных форм работы включает в сочетании разговора педагога с подростком с обменом мнениями по поводу услышанного с учетом самонаблюдения, самоанализа, самохарактеристики и взаимохарактеристики, индивидуальных консультаций по интересующим проблемам самовоспитания.
Педагог должен знать условия жизни подростка вне школы и помнить, что особое значение в развитии подростка имеет занятие творчеством и трудом.
Программа предполагает использование в воспитательном процессе инновационных педагогических технологий:
- КТД (коллективная творческая деятельность),
- Индивидуальное воспитание (через методику ситуационного и личностно-ориентированного классного часа),
- Технология “Лидер”.
Занятия по самовоспитанию с подростками можно построить в следующей логической взаимосвязи:
- “Выполни себя” - значит узнать свои сильные и слабые стороны;
- “Выполни себя” - значит сопоставить себя с другими сверстниками и взрослыми;
- “Выполни себя” - значит соразмерить свою жизнь с жизнью людей, которых ты считаешь эталоном нравственности;
- “Выполни себя” - значит установить систему взаимоотношения к миру и с миром;
- “Выполни себя” - значит понять, на что ты годишься, определить свои способности;
- “Выполни себя” - значит вглядеться в себя со стороны, понять, каков ты в глазах других людей;
- “Выполни себя” - значит поверить в свои силы.
Такая система поможет комплексно подойти к организации самовоспитания подростков. Каждое занятие, беседа, разговор, консультация должны давать воспитаннику основу для осознания результатов собственного роста через самоанализ, осознание и принятие своего “Я”.
Данная программа предполагает ведение личных дневников и выполнение домашнего задания.
Домашние задания могут быть разного характера:
- Написать сочинение – размышление на тему: “Личность, которой можно подражать”, “Все работы хороши, выбирай на вкус”, “Кем быть?”, “Моя мечта и цель в жизни”.
- Написать свою первую самохарактеристику, ответить на первые 3 вопроса: (Что в тебе хорошего? Что тебе еще не нравится в твоем характере и поступках? Что бы ты хотел воспитать в себе?).
- Нарисовать рисунки (Я и мои…),
- Написать письмо самому себе (рассказать кто ты, описать себя как человека: свою жизнь, интересы, привязанности, местность где ты проживаешь; значимых людей в твоей жизни…).
- Написание автобиографии, “Мое родословное древо”.
- Создать мини-проекты по профориентации, “Мое личное портфолио”.
Родители оказывают посильную помощь при выполнении домашнего задания в личных дневниках самопознания.
В результате работы по программе у учащихся постепенно вырабатываются умения: слышать друг друга; видеть друг друга; чувствовать друг другу; сочувствовать друг другу, культурно общаться друг с другом и с окружающими и мотивировать положительную профессиональную направленность.
Продолжение статьи читайте здесь