Цель: на примере религии древних римлян показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.
Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнеримской религии, раскрыть религиозные верования римлян на основе сравнительной характеристики римского и греческого пантеонов богов; способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: учебник, конспект урока, презентация урока (Приложение1), проектор, таблица "Боги древних римлян" (Приложение2).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. (слайд № 2)
1. Что такое республика?
2. Кто такие патриции и плебеи?
3. Перечислите права народных трибунов.
4. Каким путем произошло примирение патрициев и плебеев?
II. Изучение нового материала. (слайд № 3)
Вспомните, что такое "миф"? (слайд № 4)
"Миф" в переводе с греческого означает "рассказ", "предание". Мифы объясняли мир, они, являлись своеобразными духовными наставниками, учили и воспитывали.
Миф - это предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования и представления древних народов.
Греческая мифология издавна привлекала римлян, поэтому они часто отождествляли своих богов с греческими.
Кроме государственных богов и богинь римляне поклонялись семейным божествам - ларам (духи предков) и пенатам (духи хранители домашнего мира и благополучия).
Высшими жрецами римлян были понтифики, которых избирали пожизненно, (служители церкви)
Они следили за правильным исполнением религиозных обрядов, совершали жертвоприношения всем богам.
В Риме была особая группа прорицателей, которых называли авгурами.
Они считали, что все явления природы - это знамения богов, и предсказывали будущее по полетам птиц, по форме облаков, по молниям.
У римлян было множество разных богов и богинь.
В тетрадях нужно начертить таблицу, которую необходимо заполнить в ходе урока. (слайд № 5)
Главным богом у римлян был Юпитер. (слайд № 6)
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури.
Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов.
Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения.
Он жестоко карал метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер.
Его обитель находилась на высоких горах.
Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.
Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния.
Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и таким образом осквернить священное место.
В честь этого бога несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда.
В Риме устраивались ежегодно игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов.
Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле -государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца.
Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, так же, как и он, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. (слайд № 7)
Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах.
Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии.
С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.
Большим авторитетом пользовалась Юнона как подательница разумных советов.
К ней обращались в трудные минуты не только простые люди, но и государственные деятели.
На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей).
Там же находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство
(От этого прозвища Юноны пошло и общее название денег -"монета").
Птицами, посвященными Юноне, были павлин и гуси.
Дочь Юпитера (явившаяся из головы его в виде вооруженной девы), богиня ремесел, искусств, наук и мудрости. Она считалась охранительницей города Рима. (слайд № 8)
Янус был еще до Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. (слайд № 9)
Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний времени.
Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день; первый месяц года и первый день года также назывались его именем и праздновались в его честь.
Януарис - латинское название, от которого произошло название одного из зимних месяцев "январь".
Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов.
Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний.
Богиней - покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась, была Диана. (слайд № 10)
Ее особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.
Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни.
Возле храма Дианы, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни.
Была даже устроена специальная лечебница, куда стекались в поисках исцеления поклонники Дианы, верившие в ее врачебную силу.
Бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основания города Рима - Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). (слайд № 11)
Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и другими народами.
Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные состязания, поскольку кони - верная опора воину в бою, были посвящены богу Марсу.
Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов - салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяя копьями в щиты.
Венера была покровительницей цветущих садов, богиней весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. (слайд № 12)
В честь прекрасной богини совершали торжественные жертвоприношения, возносили ей молитвы о продлении молодости, красоты и о достижении супружеского счастья.
Согласно преданию, Венера была матерью троянского героя Энея, приплывшего из-под Трои в Италию, чьи потомки основали Рим.
Поэтому римляне чтили Венеру, как прародительницу римского народа.
Символами богини были голубь и заяц, из растений ей были посвящены мак, роза, мирт.
Флора - богиня цветов и юности. (слайд № 13)
Юная богиня распускающихся цветов, которая властвует над всеми живыми существами с приходом весны, - такой была Флора в представлении римлян.
Были установлены специальные празднества, которые назывались флорами и длились с 28 апреля по 3 мая.
В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам.
Весь народ на празднествах в честь прекрасной и дарующей радость богини веселился и пировал.
В один из дней флорарий устраивались игры и состязания.
Богиню жатвы, покровительницу плодородия - Цереру глубоко почитали римские земледельцы. (слайд № 14)
В честь ее устраивались торжественные празднества -Цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней.
Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами - плебеями.
Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке.
Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу.
Бахус - бог - покровитель виноградников, виноделия и вина. (слайд № 15)
Его символ - плющ.
Существовало предание, что древесина плюща способна отделять вино от воды, а его листья и ягоды устраняют последствия алкоголя.
С государственным культом огня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана. (слайд № 16)
Вулкан, подобно греческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров.
Женой его была прекрасная богиня Венера.
Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке.
Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями.
Считалось, что его божественная кузница находится в недрах горы Этны в Сицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы.
Меркурий - бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. (слайд № 17)
Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.
Ящерица - символ переменчивости и изворотливости.
Нептун - бог моря, отождествляемый с древнегреческим богом Посейдоном. (слайд № 18)
Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний.
Древний праздник в честь Нептуна (нептуналии) справлялся 23 июля.
К концу урока у учащихся в тетради должна быть заполнена таблица. (Приложение2)
III. Подведение итогов урока.
Таким образом, древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое получили само Римское государство и его культура в истории человечества.
Религия римлян, несмотря на ряд общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.
IV. Домашнее задание.
Вопросы и задание к параграфу 44 учебника (Колпаков С., Сулунская Н. История Древнего мира).