Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования, поскольку от её решения в итоги зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства.
В условиях общеобразовательной школы больше подходит понятие не одаренный ребёнок, а высокомотивированный: им интересно узнавать что-то новое, сравнивать, размышлять. И для поддержки таких детей необходимо создать образовательную среду, в которой главная роль отводится ученику, что способствовало бы раскрытию его академических способностей, развитию творчества и самореализации.
Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастных особенностей. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное - это создание условий для обучения детей с незаурядными особенностями. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому работа должна проводиться не только в дополнительное время, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, личностно-ориентированный подход, подбирая для таких детей индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.
Большое внимание необходимо уделять использованию методов проектов, проблемно-поисковых методов, приемам организации групповой работы, работы в парах и индивидуальной, что способствует развитию самостоятельности, инициативности, творчества учащихся. Совместная работа помогает развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи. Учащиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, совершенствуют коммуникативные и исследовательские умения.
Вместе с тем, высокомотивированным детям необходимы постоянные консультации, рекомендации (но ни в коем случае не требования, не принуждения - это порождает сопротивление), а также поддержка.
В общении между собой одаренные дети производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на "нормальное" общение и доказать, что это не так.
Поэтому на уроке с несколькими одаренными детьми надо сразу дать установку не только на высказывание своего мнения, но и на выслушивание мнения других.
Эффективная организация работы с высокомотивированными учащихся обязательно даст высокие результаты.
Поэтому, цель работы с одаренными детьми в МОУ СОШ №21: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.
Задачи работы с одаренными детьми:
- создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей МОУ СОШ №21;
- обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми в школе;
- создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей;
- интеграция образовательного учреждения с учреждениями доп. образования и ВУЗами;
- подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы школы;
- создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей в МОУ СОШ №21, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Основные направления работы с высокомотивированными детьми в нашей школе это целевая программа "Одарённые дети - 5-У" и НОУ "ПОИСК", которые охватывают следующие направления:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные игры, конкурсы;
- научно-практические конференции НОУ;
- телекоммуникационные конкурсы и интернет - проекты;
- лего-движение.
Данная структура дает возможность учащимся уже с начальной школы проявить себя, продемонстрировать свои интеллектуальные способности, успешно учиться и постоянно обогащать опыт творческой деятельности.
Свои личные достижения - грамоты, дипломы, благодарности, творческие работы, достижения в социальной практике учащиеся формируют в банке индивидуальных достижений - "Портфолио учащегося", которое является важным средством воспитания у школьников стремления совершенствоваться, преодолевать трудности, выстраивать свою будущую жизнь и быть конкурентноспособными в современном мире.