Урок технологии "Работа с бросовым материалом. Рамки для фотографий". 5-й класс

Разделы: Технология, Внеклассная работа

Класс: 5


Цель:

  • Расширить знания учащихся об изобретении бумаги и ее вторичном использовании.
  • Обучать приёмам конструирования из бросового материала.
  • Развивать приёмы работы с бумагой (картоном), бросовым материалом.
  • Развивать мышление, глазомер, координацию движений.
  • Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, чувства коллективизма, взаимовыручки; бережное отношение к природе.
  • Развивать и обогащать словарный запас.
  • Способствовать сохранению здоровья.

Оборудование:

  • Отрывки из музыкальных произведений.
  • Таблица производства бумаги и картона.
  • Словарные слова (папирус, пергамент).
  • Бросовый материал: старые журналы, ненужные картонные коробки.
  • Клей ПВА, линейка, карандаш, клеёнка, спицы, ножницы, фотографии.
  • Письмо будущих потомков,

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит отрывок песни «Из чего наш мир состоит»

2. Вводная беседа:

Сегодня на уроке мы познакомимся:

  • с историей возникновения бумаги;
  • технологией ее производства;
  • рассмотрим вопрос: «Как мы можем помочь сохранить наши леса для будущих поколений»;
  • использование бросового материала для украшения интерьера жилища.

Бумага существовала не всегда. С возникновением письменности люди стали писать на восковых дощечках, на влажной глине. Писали специальными палочками. В России стали писать на бересте.

В теплых странах на смену глиняным дощечкам пришел папирус. Папирус– это материал для письма, который изготавливали из спрессованных крест-накрест стеблей растения папирус.

Потом появился пергамент, который изготавливали из специально обработанной кожи овец, коз, телят. Но такой материал был дорог и не очень практичен.

В самом начале летоисчисления, почти 2000 лет назад, появилась бумага, Сырьем для ее изготовления служили: тутовое дерево, бамбук.

Бумага была изобретена в Китае – Цай Лунем. Изготовление бумаги хранилось в строгом секрете. Вскоре ее научились делать и в других странах из любых пород дерева.

Бумага стала доступна всем. Рассмотрим способ изготовления бумаги по таблице «Изготовление бумаги и картона».

Вывод:

– Производство бумаги довольно долгий и трудоемкий процесс.

3. Актуализация знаний

– А вот какое письмо пришло к нам от наших будущих потомков:

«Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж!»
СОХРАНИТЕ ЛЕС ДЛЯ НАС!!!

– Почему именно нам прислали это письмо наши будущие потомки?

– Какие способы применения использованной бумаги вы можете предложить?

4. Знакомство с новой темой

– Сегодня мы попытаемся дать вторую жизнь бумаге, продлим ее жизнь и сохраним хоть одно дерево для потомков.

а) Анализ предмета:

– Что это за предмет? (Рамка для фотографий.)
– Из какого материала изготовлена рамка? (Бумага и картона.)
– Какой прием работы с бумагой использован? (Скручивание бумаги.)

б) Коллективное составление алгоритма выполнения работы:

– сделать разметку прямоугольника на журнале (10 25);
– нарезать прямоугольные полоски;
– скрутить при помощи спицы бумажные трубочки по спирали, склеить кончик бумаги;
– вырезать из картонной коробки рамку нужного размера;
– отметить место наклеивания трубочек;
– наклеить трубочки по авторскому замыслу;
– обрезать концы трубочек,
– поместить фотографию.

в) Подготовка к работе (хоровое чтение стихотворения)

Чтоб работа закипела,
Приготовим всё для дела.
Будем клеить, мастерить -
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеёнку надо постелить.
Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи!

г) Повторение правила по технике безопасности:

С ножницами не шути.
Зря в руках их не крути.
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить!

5. Самостоятельная авторская работа учащихся:

а) Слова-напутствия:

– Попробуйте создать свою собственную, оригинальную модель рамки.

Включите свою фантазию и воображение.

б) Музыкальное сопровождение.

(Во время работы звучит классическая музыка.)

в) Целевые обходы учителя:

– контроль организации рабочего места;
– контроль правильности выполнения работы и соблюдение правил безопасности;
– оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
– контроль качества выполнения работы.

г) Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!

6. Окончание работы. Выставка работ

Старый журнал, картонная коробка, немного терпения и умения и вот перед нами неповторимые интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать авторские работы, не похожие друг на друга.

Эти рамки будут украшением интерьера вашей квартиры.

Рис. 2. Работа Пох Дарьи

Рис. 3. Работы Саидикромовой Мухлисы

Рис. 4. Работы Пановой Кристины

Рис. 5. Работы Жуковой Вероники

7. Уборка рабочего места.

Вот закончился урок.
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,

8. Итог занятия

– Что нового вы узнали?
– Для каких целей нам сегодня нужны были старые прочитанные журналы?
– Какие способы продления жизни бумаги и картона вы можете еще предложить?

9. Рефлексия

Какое у вас настроение после занятия?
– Выберите рисунок соответствующий вашему настроению.

10. Домашнее задание

Придумайте к следующему занятию способы применения использованной бумаги и картона.

Список литературы:

  1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки – М.: ВАКО, 2006. – 240 с. (Мастерская учителя).
  3. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: «Академия развития».1997.
  5. Методические рекомендации по проведению трудового обучения в начальных классах. М.: Граф– Пресс; Ставрополь: Сервисшкола, 2001.
  6. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Просвещение,1985.
  7. Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности. Курск,2005.
  8. Уроки труда в начальной школе: Пособие для учителя. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001.
  9. Хворостов А.С. Декоративно прикладное искусство в школе. М.:Просвещение,2000г.
  10. Использованы ресурсы: http://www.it–n.ru/