Цели урока:
- познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая,
- узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,
- Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, ОК, кластер, переносить знания в новую ситуацию,
- формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: элементы технологии Караева, элементы критического мышления
Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, ИД, презентация (приложение 1)
План урока:
- Организационный момент. Постановка цели урока.
- Опрос домашнего задания.
- Изучение нового материала
- Работа в экспертных группах
- Работа в кооперативных группах
- Закрепление и контроль изученного материала
- Выполнение разноуровневых заданий
- Взаимопроверка
- Итог урока.
- Итог учителя
- Роль «Психолог»
- Инструктаж домашнего задания
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуй, ребята!
Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок (приложение 1, слайд 1,2)
Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке – Абылаем. Тема урока: Ханство Абылая.
Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.
2. Опрос домашнего задания
Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.
- Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)
- Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)
- Объясни, что означает слово курултай. (Собрание кочевников)
- Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)
- Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)
- Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)
3. Изучение нового материала
Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.
- Наша работа сегодня будет строиться по плану:
- Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар
- Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
- Казахское ханство в период правления Абылая
- А. Левшин о хане Абылае
- Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):
Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер или ОК вместе с группой.
По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы (приложение 2) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.
На работу в экспертных группах отводится 10 мин.
По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.
Тексты для изучения группам (приложение 3)
4. Закрепление и контроль изученного материала
Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 12 минут
Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)
На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.
Взаимопроверка.
Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.
5. Итог урока.
Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.
Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».
Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.
Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.
Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.
- Инструктаж домашнего задания
- Параграф 7, читать пересказывать, составить характеристику хана Абылая по памятке (памятка дается каждому учащемуся, приложение 6).