Цели.
- Изучить культуру эпохи Возрождения в конце XV в. – I половине XVII в. в Западной Европе, познакомить учащихся с представителями эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, их достижениями и произведениями,
- Развитие умений классифицировать, выделять главное, переносить полученные знания новую ситуацию,
- Воспитание эстетической культуры, чувства уважения к представителям мировой культуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, элементы критического мышления, ИКТ.
Оборудование: Интерактивное оборудование, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята.
Тема нашего урока сегодня очень интересная, но какая я вам сказать не могу, потому что ее зашифровали, вот каким образом теперь она выглядит: “3, 16, 9, 18, 16, 8, 5, 6, 15, 10, 6”. Помогите мне ее расшифровать.
На доске у нас висит расшифровка цифр. (Приложение 1). Пользуясь ими, определите основное слово в названии урока.
- Правильно, Возрождение.
Сегодня ребята мы с вами будем проходить тему: Развитие культуры Возрождения в конце XV в. – I половине XVII в. в Западной Европе. Сегодня мы познакомимся с именами ярких представителей культуры Возрождения Западной Европы. Некоторые из них вам наверняка знакомы – это Леонардо да Винчи, Микеладжело, Рафаэль, Данте Алигьери и др.
2. Изучение нового материала
Со второй половины XV века в культурной жизни Западной Европы начался новый подъем. Зарождалась новая, буржуазная культура, названная культурой Возрождения.
Ребята, что такое возрождение, как вы понимаете это слово?
Ответы учащихся.
А почему культура в этот период была названа именно Возрождением? Потому что появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её “возрождение”.
Центром культуры Возрождения стала Италия. Культура стала превращаться в повседневную духовную потребность (строительство зданий и дворцов, применение компасов, географических карт, усовершенствование производства часов).
Сейчас мы познакомимся с именами ярких представителей культуры Возрождения Западной Европы. Некоторые из них вам наверняка знакомы – это Леонардо да Винчи, Микеладжело, Рафаэль, Данте Алигьери и др. Для того чтобы вы о них много узнали и надолго запомнили мы с вами попутно с рассказом и просмотром будем заполнять таблицу. (Приложение 2)
Главным культурным центром Италии была Флоренция, находящаяся на торговом пути, идущем от Рима к Альпам.
Во Флоренции занимался творчеством крупнейший последний поэт средневековья и первый поэт нового времени Данте Алигьери (1265-1321 гг.). Его знаменитая поэма “Божественная комедия” (запись в таблице). Он был талантливым поэтом и сейчас я хочу вам предложить прочесть отрывок из его стихотворения “Ее глаза распространяют свет”. (Приложение 3). Чтение стиха.
Первым художником Возрождения являлся Джотто ди Бондоне (1266/1267–1337 гг.), скульптор Донателло (1386-1466 гг.)
Математическая минутка: Сколько лет прожил Д.Алигьери, Д.ди Бондоне, Донателло?
Ответы учащихся.
Крупнейший представитель эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.
Какие работы Леонардо вам знакомы?
Ответы детей.
Его работы заложили основы во многих отраслях науки и художественного искусства. В картинах Леонардо отражена жизнь во всех его проявлениях. Он был гениальным талантом, который оставил свой яркий след в искусстве и в науке. Он был очень разносторонним человеком.
Работа с учебником по заполнения кластера на доске:
Вам предстоит поработать с учебником. Необходимо найти ответы на вопросы, отвечая, мы заполним кластер.
Вопросы:
Годы жизни да Винчи - 1452/1456–1519 гг.
Кем он был по роду деятельности – живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, теоретик искусства, военный инженер, изобретатель, анатом, математик, физиолог, ботаник.
Человек, по мнению Леонардо да Винчи – самое совершенное творение природы
Знаменитый труд да Винчи – “Мона Лиза”. (Джоконда)
Молодцы, справились.
Портрет Моны Лизы Леонардо да Винчи является своеобразным символом эпохи Возрождения. Это портрет молодой горожанка, чья улыбка на протяжении столетий приковывает к себе всеобщее внимание людей, этому портрету даже приписывают колдовскую силу.
Теперь давайте заполним в таблице о Леонардо да Винчи.
Запись в таблице.
Огромный вклад в культуру внес скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело Буонаротти (1475-1564 гг.). В 1536-1541 гг. он создал гигантскую фреску “Страшный суд” на потолке одной из церквей в Ватикане – Сикстинской капеллы.
Запись в таблице.
Среди художников эпохи Возрождения особое место принадлежит Рафаэлю Санти (1483-1520 гг.). Самая знаменитая картина – “Сикстинская мадонна”.
Запись в таблице.
3. Закрепление нового материала
1. Составить диаграмму Венна, сравнив:
1 р. – Леонардо да Винчи и Микеланджело
2 р. - Леонардо да Винчи и Рафаэль
3 р. - Микеланджело и Рафаэль
2. Проверим, насколько вы запомнили произведения представителей культуры Возрождения:
Соотнесите правильно
1 | Данте Алигьери | А | “Страшный суд” |
2 | Леонардо да Винчи | Б | “Сикстинская мадонна” |
3 | Микеланджело Буонаротти | В | “Джоконда” |
4 | Рафаэль Санти | Г | “Божественная комедия” |
3. Составить синквейн (пятистишье) со словом “Возрождение” по схеме. (Приложение 4)
4. Итог урока. Выставление оценок.
Возрождение - эпоха художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Яркими представителями этой культуры, как мы сегодня с вами узнали, были Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, которые создали шедевры мировой культуры.
5. Инструктаж домашнего задания
Параграф 47, составить кластер “Эпоха Возрождения”.